30 ноября 2007 года ОАО «ВолгаТелеком» отметило 5 лет со дня образования единой межрегиональной компании связи в Приволжском федеральном округе. На основании решения общего собрания акционеров ОАО «Нижегородсвязьинформ» от 9 ноября 2001 года общество было реорганизовано путем присоединения к нему ОАО «Кировэлектросвязь», ОАО «Мартелком», ОАО «Связьинформ» Республики Мордовии, ОАО «Электросвязь» Оренбургской области», ОАО «Связьинформ» Пензенской области, ОАО «Связьинформ» Самарской области, ОАО «Саратовэлектросвязь», ОАО «Удмурт Телеком», ОАО «Ульяновскэлектросвязь», ОАО «Связьинформ» Чувашской Республики. Общим собранием акционеров ОАО «Нижегородсвязьинформ» 28 июня 2002 года принято решение о переименовании компании в ОАО «ВолгаТелеком». По состоянию на 30 ноября 2002 года 10 присоединяемых акционерных обществ были исключены из Единого государственного реестра юридических лиц, их имущество, активы, кадровый состав переведены в соответствующие региональные филиалы ОАО «ВолгаТелеком».
На данный момент объединенная компания охватывает своей сетью территорию 665 тыс. кв. км, обеспечивает услугами связи порядка 20 млн человек. ОАО «ВолгаТелеком» обладает лицензиями на оказание услуг местной, внутризоновой телефонной связи, сотовой телефонной связи, передачи данных, предоставление услуг телевидения и радиовещания на территории 11 регионов ПФО.
С момента своего образования ОАО «ВолгаТелеком» взяло курс на создание универсальной компании связи, оказывающей современные услуги на базе передовых технологий и решений. Одной из своих задач руководство «ВолгаТелеком» ставило повышение эффективности бизнеса, для чего была проведена оптимизация системы управления, реорганизация системы обслуживания клиентов, замена устаревшего оборудования. Активная модернизация сетей связи, повышение уровня цифровизации и внедрение новых технологий – это основные задачи, решаемые ОАО «ВолгаТелеком» в рамках развития технической инфраструктуры. Сегодня компания ведет активную работу по построению мультисервисных сетей на базе NGN (Next Generation Network – сеть следующего поколения) – платформы, работы по созданию которой планируется завершить в 2008 году.
За пять лет инвестиции в развитие сети ОАО «ВолгаТелеком» составили 34 млрд рублей, значительная часть из которых была направлена на замену аналогового оборудования современными цифровыми АТС. Монтированная емкость сети «ВолгаТелеком» возросла с 4,2 млн номеров в 2002 году до 5,1 млн номеров – на сегодняшний день. Таким образом, за пять лет компания ввела в эксплуатацию более 900 тыс. номеров, что позволило сократить очередь на установку телефона с 735 тыс. до 42 тыс. (Напомним, что этим летом в Нижнем Новгороде ОАО «ВолгаТелеком» осуществило переход на семизначную нумерацию, в результате чего номерная емкость Нижегородской телефонной сети увеличилась на 500 тыс. единиц и составила 1,3 млн номеров – см. новость от 1 августа 2007 г.). В целом уровень цифровизации увеличился с 40,1 % на момент создания до 74 % к концу 2007 года.
Приоритетным направлением деятельности «ВолгаТелеком», по словам ее представителей, стало развитие новых услуг связи, в числе которых обеспечение доступа в Интернет и передачи данных, построение интеллектуальных сетей, услуги мобильной связи, развитие различных технологий телевидения и радиовещания. В мае 2006 года на рынок был выведен единый брэнд «J», под которым компания оказывает услуги широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL (см. новость дайджеста от 5 июня 2006 г.). Под торговой маркой «J» также были запущены развлекательные сервисы J-Net, J-Zone, J-Play и J-Radio. Одним из самых популярных сервисов стал J-Net, ориентированный на широкий круг интернет-пользователей и позволяющий размещать в Интернете собственные произведения и скачивать фото- и видеоматериалы. Сервис J-Zone – игровой, его работу обеспечивают 22 сервера, расположенных в 11 регионах Поволжья – по некоторым оценкам, это крупнейший игровой интернет-ресурс России. Сервис J-Play дает возможности играть во флеш-игры и многопользовательские игры. В рамках продвижения бренда «J» компания периодически модифицирует тарифы (в том числе и безлимитные), а также стимулирует продажи посредством предоставления модемов в пользование и бонусного подключения. В итоге, новая торговая марка позволила ОАО «ВолгаТелеком» занять третью позицию в рейтинге крупнейших российских интернет-провайдеров, который составляет iKS-Consalting. Количество абонентов «J» менее чем за год возросло в 4 раза и на сегодняшний день составляет 300 тыс.
ОАО «ВолгаТелеком» за 5 лет консолидировало в своем составе 11 региональных операторов связи и способствовало объединению 11 регионов Поволжья в единое инфокоммуникационное пространство. Компания также приняла участие в реализации национальных проектов, таких как «Образование» и предоставление универсальной услуги связи (см. новость от 11 мая 2007 г.). В частности, компанией было установлено более 16,5 тыс. таксофонов, и до мая 2008 года будет установлено дополнительно 6,5 тыс. таксофонов, из которых около 2,5 тыс. – в Кировской области, более 1 тыс. – в Нижегородской.
ОАО «ВолгаТелеком» уделяет внимание и таким областям рынках связи, как сотовая связь. В частности, на пресс-конференции также было сообщено о том, что на базе дочерних компаний мобильной связи ОАО «ВолгаТелеком» – ОАО «Татинком–Т», ЗАО «РТКОМ», ЗАО «Саратов–Мобайл», ЗАО «Чувашия Мобайл» и ЗАО «Пенза Мобайл» – образованы филиалы ЗАО «НСС», действующие на территории Республики Мордовия, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области, Республики Татарстан и Чувашской Республики (см. новость от 26 октября 2007 г.). Таким образом, с 1 декабря 2007 года начала свою деятельность новая компания мобильной связи Приволжского федерального округа.
«По прогнозам в 2007 году общая абонентская база ЗАО «НСС» составит 2,3 млн. абонентов. В планах компании – освоение новых рынков, строительство сетей присоединяемых компаний, а также завоевание абонентской базы с целью предоставления в дальнейшем конвергентных услуг мобильной и фиксированной связи совместно с ОАО «ВолгаТелеком», – сообщил генеральный директор ЗАО «НСС» Михаил Петров. Целью развития сотового бизнеса ОАО «ВолгаТелеком» является укрепление позиций на рынке сотовой связи региона, повышение эффективности бизнеса, конкурентных преимуществ GSM-активов за счет интеграции мобильной и фиксированной связи.
Общий объем инвестиций ОАО «ВолгаТелеком» составляет 8 млрд рублей, большая часть средств инвестируется в развитие современных услуг связи, достаточно большая доля была вложена в услугу УУС, около 10 % – в сотовую связь. В 2008 году планируется вложить более 2,5 млрд рублей в развитие новых услуг, включая создание сетей передачи данных по технологии NGN. Также в будущем году «ВолгаТелеком» планирует развернуть сеть хот-спотов в нескольких регионах. К концу этого года запланирован запуск очередных контент-услуг, направленных на создание бесплатных сервисов обмена информацией для абонентов «J». Однако развиваться будут не только развлекательные сервисы: в следующем году планируется запуск таких услуг, как «Антивирус», «Родительский контроль», образовательные проекты для студентов и школьников. Кроме того, особое внимание будет уделяться развитию коммуникационных сервисов общения: интернет-коммуникаторы, IP-телефония, видеотелефония и др. Упор будет сделан и на дальнейшее улучшение качества услуг, кроме того, в будущем году появится единый контакт-центр «ВолгаТелеком».
В конце пресс-конференции был назван юбилейный – 300-тысячный – абонент интернет-доступа «J». Им стала жительница Самары, ей будет вручен подарок – путешествие на двоих по Европе. Этим мероприятием компания начинает акцию «J покоряет Европу».