Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
суббота, 23 ноября 2024

Спутниковое ТВ растроилось

В России стартовал новый проект спутникового вещания – "Орион Экспресс", который по территории вещания превосходит действующие в стране сети "НТВ-Плюс" и "Триколор ТВ". "Орион Экспресс" предлагает телевизионный контент не только конечным пользователям, но и региональным кабельным сетям – также через спутник. Правда, с первых же дней работы у нового игрока могут возникнуть сложности с отраслевым регулятором.

"Орион Экспресс" вещает через космический аппарат "Экспресс-АМ2", принадлежащий ФГУП "Космическая связь" (ГП КС), "поднимая" сигнал на спутник из телепорта "Медвежьи озера". По данным ГП КС, зона вещания "Экспресс-АМ2", находящегося в точке 80 градусов восточной долготы, накрывает всю Россию, а также страны СНГ, большую часть Европы, северного Китая, северной Индии, Кореи и Японии. Это больше, чем у основных конкурентов: по данным руководителя пресс-службы ОАО "НТВ-Плюс" Анастасии Казаковой, зона вещания "НТВ-Плюс" охватывает территорию России, исключая Дальний Восток (при этом компания использует два спутника – Eutelsat W4 и "Бонум-1", принадлежащий ГП КС). Также "НТВ-Плюс" осуществляет вещание на Украине. Коммерческий директор ЗАО "Национальная спутниковая компания" (торговая марка "Триколор ТВ") Елена Бухарева подтверждает, что вещание "Триколор ТВ" ограничивается территорией европейской части Российской Федерации, хотя сигнал "Триколор ТВ" можно принимать даже в Тюмени (компания вещает через спутник Eutelsat W4). "Программы "Орион Экспресс" можно принять и в Хабаровске, и во Владивостоке, и на Сахалине, - отмечает генеральный директор ООО "Орион Экспресс" Ростислав Громов.

Одной из маркетинговых идей "Орион Экспресс" стала технологическая нейтральность в отношении ресиверов. "Мы не будем навязывать рынку ресиверы своего производства или ресиверы, сделанные "под нас", - сообщил Ростислав Громов. "Орион Экспресс" использовал оборудование кодирования Irdeto, и пользователь может выбрать любой ресивер из представленных на рынке. Правда, одна тонкость все же есть. Ширина потока в сети "Орион Экспресс" составляет 54 МГц (в сетях "НТВ-Плюс" и "Триколор ТВ" - 27 МГц), поэтому оператор тестирует ресиверы на совместимость со своей сетью и публикует на сайте список рекомендованных устройств.

Продвигать услуги для конечных пользователей "Орион Экспресс" намерен через дистрибуторов, которых он отбирает преимущественно из числа продавцов бытового телевизионного оборудования. К примеру, среди дистрибуторов этого спутникового оператора – московская компания "Неон", фирма "TV-BEK" из Южно-Сахалинска, владивостокское ООО "Сатпровизион", магазин "Мир Антенн" в Якутске, а также розничная сеть "Эльдорадо". "При выборе дистрибуторов мы обращали внимание на то, чтобы у них помимо сети продаж были налажены услуги по установке оборудования", - поясняет гендиректор ООО "Орион Экспресс".

"Орион Экспресс" применил успешный опыт "Триколор ТВ", который также решил не зарабатывать на продаже оборудования и полностью доверил это дилерам (среди которых – и сеть "Эльдорадо"). В варианте "Триколор-ТВ", абонентский ресивер должен поддерживать систему доступа DRE-Crypt, а единственным рекомендованным производителем является гонконгская фирма Digi Raum Electronics. Гендиректор ЗАО "Национальная спутниковая компания" Вячеслав Мордачев отмечает, что моно-вендорная политика позволяет поддерживать низкие цены на ресиверы и получать от производителя дополнительные преимущества.

Независимые дилеры обеспечили сети "Триколор ТВ" такой же успех, как некогда принесли российским сотовым операторам стандарта GSM. За полтора года работы (коммерческий запуск "Триколор ТВ" произошел в декабре 2005 г.) к этой сети подключилось 650 тыс. абонентов. Для сравнения достаточно сказать, что сеть "НТВ-Плюс", работающая без малого 11 лет, к началу июля 2007 г. обслуживала 560 тыс. подписчиков и свыше 2 млн абонентов кабельных сетей. Анастасия Казакова считает, что "для работы в премиум-сегменте это достаточно весомое количество клиентов", а Вячеслав Мордачев подчеркивает, что "Триколор ТВ" работает в принципиально более массовом public-сегменте.

Ростислав Громов пока предпочитает не делиться планами подключений, при этом он сообщил репортеру ComNews, что еще до начала розничных продаж дистрибуторы заказали у "Орион Экспресс" около 50 тыс. карт доступа. Менеджмент "Орион Экспресс" ожидает, что основная часть продаж конечным пользователям будут приходиться на небольшие города. Аналогичное позиционирование и у "Триколора": "Триколор ТВ - это многопрограммное телевидение для районов, удаленных от эфирных передатчиков: для жителей дачных поселков, отдаленных деревень и хуторов, пограничных застав и удаленных гарнизонов", - утверждает Вячеслав Мордачев.

Базовый пакет "Триколора", который насчитывает 15 каналов, можно принимать бесплатно – достаточно один раз вложиться в карту доступа и необходимое оборудование. Вячеслав Мордачев сообщил репортеру ComNews: "Стоимость комплекта определяется непосредственно установщиком в зависимости от удаленности и сложности монтажных работ. По нашим данным, стоимость оборудования варьируется в пределах 7 тыс. рублей, включая стоимость монтажных работ".

"Орион Экспресс" по ценовой политике гораздо ближе к "Триколор ТВ", чем к "НТВ-Плюс". По информации Ростислава Громова, комплект абонентского оборудования, включая карту доступа, обойдется примерно в 6000 рублей. Купив карту доступа за 1290 рублей, абонент получает возможность в течение года смотреть без абонентской платы базовый пакет, состоящий из 12 каналов. При этом у "Орион Экспресс", как и у "Триколор ТВ", есть дополнительные платные пакеты. Платный пакет "Триколор ТВ" (под названием "Оптимум") состоит из десяти каналов, три из которых изготовлены по заказу "Триколор ТВ" и являются эксклюзивными. Кроме того, этот оператор продвигает и ночной пакет, включающий два канала. Желая остаться в целевом public-сегменте, "Триколор ТВ" установил на платный контент минимальные цены: 600 рублей в год за пакет "Оптимум" и 500 рублей в год – за ночной пакет. Елена Бухарева отмечает, что с мая 2007 г., когда к компании впервые появился платный контент, на платные пакеты подписались более 100 тыс. абонентов "Триколор ТВ". Платный пакет у "Орион Экспресс" носит название "Мир увлечений" и состоит из 18 каналов. Стоимость годовой подписка на этот пакет составляет 2 410 рублей, при этом подписаться можно на 3, 6 или 12 месяцев (у "Триколор ТВ", в силу низких цен, подписка возможна только на 12 месяцев).

"Пока не понятна целевая аудитория новой телекомпании, ее четкое позиционирование и контентное предложение, - считает Анастасия Казаков из "НТВ-Плюс" а. - Для сравнения, только в одном базовом пакете мы предлагаем зрителям около 60 каналов высокого качества – новости, кино, спорт, музыку и многое другое. У новой телекомпании базовый пакет большей частью состоит из общедоступных эфирных и региональных каналов". При этом у "НТВ-Плюс" существенно выше цены: стоимость подписки на базовый пакет составляет 550 рублей в месяц

Радикальным отличием проекта "Орион Экспресс" от конкурентов является его намерение поставлять весь контент не только конечным пользователям, но и операторам кабельных сетей и другим региональным вещателям, использующим технологии MMDS, DVB-T, IP TV и др. ("Триколор ТВ" этим в принципе не занимается, а "НТВ-Плюс" перепродает другим операторам лишь избранные каналы). По данным Россввязьназдора, лицензии на вещание по сетям кабельного телевидения в России имеют 1350 компаний. По словам Ростислава Громова, "Орион Экспресс" уже заключил договоры о поставке контента более чем с 300 операторами сетей КТВ по всей стране. "Совокупная абонентская база компаний-клиентов "Орион Экспресс" уже сегодня составляет 700 тыс. человек, и мы стремимся к тому, чтобы в ближайшее время этот показатель перевалил за 1 млн подписчиков", - делится планами глава "Орион Экспресс". "Доступ к программам "НТВ-Плюс" в настоящий момент имеют около 2 млн подписчиков кабельных сетей, а общий потенциал наших партнеров-операторов сетей КТВ составляет порядка 10 млн абонентов", - отмечает Анастасия Казакова.

"Орион Экспресс" начал сотрудничать и с операторами широкополосных фиксированных сетей, которые активно ищут контент для наполнения широкой полосы. Только что "Орион Экспресс" запустил в эксплуатацию узел в Петербурге и начал коммерческое вещание. По данным Ростислава Громова, в течение ближайшего года компания намерена создать телекоммуникационные узлы еще в 5-7 городах РФ и сейчас выбирает те, в которых действует наибольшее количество IP-сетей. Доставку сигнала в любой город "Орион Экспресс" также осуществляет с помощью спутника "Экспресс-АМ2".

Досье ComNews

Проект "Орион Экспресс" имеет более чем двухлетнюю историю, правда, тогда он именовался Stargate TV, а изначальной идеей было создание агрегатора телевизионного контента, который мог бы продавать его кабельным сетям и иным вещателям. Несмотря на длительное существование в тестовом режиме, Stargate TV так и не смог дойти до коммерческой эксплуатации – проблемами стали отсутствие необходимых средств и профессиональной команды. Все изменилось в конце 2006 года, когда у компании сменились акционеры – новым владельцем Stargate TV стал системный интегратор "Телеком Экспресс", который уже инвестировал в этот проект несколько миллионов долларов. Купив Stargate TV, "Телеком Экспресс" сменил в этом проекте менеджерскую команду. Новым гендиректором Stargate TV стал Ростислав Громов, который долгое время являлся техническим директором магистрального провайдера "РТКомм.РУ", а в течение последнего работы в этой компании – до конца сентября 2006 года – исполнял обязанности ее гендиректора. Ростислав Громов инициировал набор нового персонала: если в декабре 2006 года штат компании составлял всего 19 человек, то сейчас он увеличился до 70-ти, а к концу 2007 года достигнет ста сотрудников.

Подробно об истории проекта "Орион Экспресс", его потенциальных проблемах с регулятором и рыночных перспективах читайте в июльском номере журнала "Стандарт", который выйдет из печати 20 июля 2007 г.
Леонид Коник