PTT - это дополнительная услуга на основе технологии Push-to-Talk over Cellular (PoC), позволяющая обмениваться голосовыми сообщениями в режиме односторонней связи, то есть, когда говорит один из абонентов, другие могут только слушать (полудуплексное соединение – в отличие от полнодуплексного, когда информация по каналам связи транслируется в обоих направлениях; в режиме полудуплекса работает, например, транкинговая связь). На 2006 год около 33 операторов связи по всему миру предлагают Push-to-talk на коммерческой основе. С помощью РТТ мобильный телефон можно использовать по принципу рации: абоненты выходят на связь нажатием кнопки без набора номера. Таким способом между собой могут общаться не только два абонента, но и группа пользователей (временная или постоянная). При этом передача информации осуществляется по протоколу GPRS («МегаФон» осуществляет трансляцию через WAP) с использованием технологии VoIP (Voice over Internet Protocol).
Для работы с услугой PTT мобильный телефон абонента должен поддерживать технологию Push-to-Talk и содержать специальное приложение, которое либо изначально есть в меню, либо устанавливается абонентом самостоятельно. Телефон также необходимо настроить. Для настройки телефона необходимо отправить бесплатное SMS-сообщение со словом РТТ (латинскими буквами в любом регистре) на сервисный номер 5049. Если телефон абонента поддерживает работу с услугой Push-to-talk, то в ответ абонент получит сервисное SMS-сообщение, содержащее все необходимые настройки - их необходимо сохранить и на этом настройка будет завершена.
Для активации услуги абоненту необходимо в меню телефона открыть приложение РТТ и, пользуясь меню, выполнить первое соединение. Первое соединение будет автоматически прервано. После этого услуга активирована, и абонент может начинать ее использование.
Каждому пользователю присваивается адрес PTT вида 7927ххххххх@ megafonpro.ru, где ххххххх – последние 7 цифр его телефонного номера. В рамках сервиса РТТ от «МегаФон Поволжье» абонент имеет возможность создавать свой список контактов и, если модель телефона поддерживает такую функцию, определять статус входящих в него абонентов: кто из них в настоящий момент находится on-line, кто недоступен или занят. Также предусмотрена возможность создания открытых и закрытых групп пользователей: в первом случае новых участников может добавлять любой член группы, а в закрытую группу новых абонентов может включать только ее создатель.
Оператор отмечает, что не обязательно подключать услугу. Достаточно настроить телефон и выполнить активацию услуги. При этом абонент будет оплачивать только фактический объем принятых и преданных данных по тарифам WAP-GPRS в соответствии со своим тарифным планом. Тарификация начинается с момента установления соединения. Прием и передача голосовых сообщений в рамках услуги осуществляется посредством передачи данных и оплачивается в соответствии с тарифами на услугу «WAP-доступ GPRS». Тарификация услуг на базе пакетной передачи данных осуществляется на основании учета объема переданных и принятых данных в Кбайт с округлением в большую сторону. Напомним, что в сети «МегаФон Поволжье» стоимость WAP-доступа в рамках услуги «WAP-доступ» на базе технологий GPRS/EDGE составляет (с учетом НДС) 0,25 рубля за 1 Кбайт полученных данных.
Отметим, в Нижегородской области «МегаФон Центр» несколько ранее запустил сервис Push-to-Talk. В этом регионе подключение услуги производится бесплатно, абонентская плата за использование услуги также отсутствует. Абонент оплачивает только фактический объем принятых и преданных данных по тарифам GPRS-WAP в соответствии со своим тарифным планом. Тарификация начинается с момента соединения с сервером услуги РТТ. При этом существует возможность использования неограниченного доступа к услуге «PTT»: для этого необходимо воспользоваться услугой «Безлимитный PTT». В ее рамках надо изменить точку доступа на ptt, таким образом объем трафика не будет учитываться. Абонентская плата за использование данной услуги составляет 550 рублей в месяц.
Что касается других игроков сотового рынка Приволжского федерального округа, то они не предоставляют такой услуги. «Услуга Push-to-talk в обозримом будущем к запуску в НСС не планируется, - рассказал начальник отдела рекламы ЗАО «НСС» Александр Островский. - Сегодня использование мобильного телефона «в обычном режиме» значительно проще и удобнее, причем, стоимость услуг позволяет общаться столько, сколько необходимо практически любому абоненту. Мы не видим на рынке сколько-нибудь значимого сегмента абонентов, которым необходима услуга Push-to-talk».
Менеджер по связям с общественностью Приволжского региона ОАО «ВымпелКом» Марина Матясова так пояснила позицию компании: «Пилотный проект запуска услуги Push-to-talk в сети «Билайн» был реализован в конце 2006 года в Петербурге (см. новость spbIT.ru от 14 марта 2007 г.). На основании анализа востребованности данной услуги рынком будет принято решение о дальнейшем ее развитии в других регионах. Какие это будут регионы и в какие сроки это произойдет, пока сказать сложно. Целевым сегментом данной услуги являются корпоративные клиенты, в частности, в первую очередь, диспетчерские службы крупных транспортных компаний».