Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
понедельник, 25 ноября 2024

Принуждение к конкуренции/Предварительный выбор оператора дальней связи могут отменить

Минкомсвязь России попросила участников рынка подготовить предложения по изменению действующего плана набора номера при выборе оператора дальней связи. Основная проблема, которая стоит перед министерством, — техническая невозможность сохранения услуги предварительного выбора оператора дальней связи (preselect) при появлении на рынке более десяти операторов. Участники рынка считают, что preselect скорее всего будет полностью отменен, что фактически означает старт «принудительной» демонополизации рынка.

В Минкомсвязи состоялось заседание секции научно-технического совета, на котором рассматривались предложения по изменению действующего плана набора номера при выборе оператора междугородной и международной связи. В заседании приняли участие заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, заместитель генерального директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» (ЦНИИС) Алексей Васильев, а также представители крупнейших операторов связи. Согласно заявлению министерства, потребность в изменении ситуации связана с тем, что операторам дальней связи выдано свыше 30 лицензий при значительно меньшем количестве предусмотренных кодов. На совещании принято решение о том, что до 21 августа операторы связи представят во ФГУП ЦНИИС свои предложения о возможных вариантах решения этой проблемы.

По мнению участников рынка, Минкомсвязь столкнулась с двумя проблемами. Первая связана с недостатком кодов, присваиваемых операторам. Так как двуначные коды начинаются только на двойку и пятерку (остальные цифры уже используются для различных целей. — РБК daily), то реально существует возможность выдать коды не более чем десяти операторам. Этот вопрос опрошенные РБК daily участники рынка предлагают решить, увеличив код на одну цифру.

Вторая проблема сложнее — она связана с так называемой категорией конечного абонента. «В советское время категории оконечного оборудования использовались для тарификации и приоритизации вызовов (гостиница, квартира, абонент спецсвязи и т.п.), — говорит юридический советник TeliaSonera Антон Богатов. — Позднее это понятие утратило смысл, и эти коды было решено использовать при передаче МГ/МН-вызова от местного оператора в сеть зонового оператора. Коды стали обозначать, какого оператора дальней связи абонент выбрал в режиме preselect». В режиме же hot choice абонент сам указывает, на сеть какого оператора дальней связи он хочет выйти, набирая после восьмерки двузначный код, присвоенный компании.

Ресурс категорий оконечного оборудования равен девяти, из них семь уже назначены различным операторам дальней связи. Увеличить число категорий технически невозможно — это потребует колоссальных затрат, говорит г-н Богатов. «Проблема имеет вполне объективный характер и не может быть решена внесением изменений в законодательство, — говорит Антон Богатов. — Единственный способ увеличить число операторов заключается в отказе от режима preselect. Однако отказ от preselect весьма негативно скажется на «Ростелекоме», поскольку большинство квартирных абонентов России пользуются услугами этого оператора по умолчанию».

Аналитик J’son & Partners Андрей Щека считает, что «Ростелекому» будет непросто удержать свои позиции на рынке. «Если все МРК введут hot choice, в ряде регионов рынок будет размыт по всем участникам в примерно равных долях», — пояснил аналитик. Правда, «Ростелеком» сохранит лидерство по России в целом, так как другие игроки вряд ли успеют развернуть услуги на всей территории страны, заключил аналитик. По данным J’son & Partners, на рынке дальней связи (включая транзит трафика и услуги корпоративным клиентам) в апреле «Ростелеком» занимал 53%, на долю Golden Telecom приходилось 23%, на долю МТТ — 10%.

Антон Бурсак