Услуга «Индивидуальный кредит» - федеральное предложение и запущено в первой декаде февраля 2008 года. Данный сервис доступен на тарифных планах «Первый», «Супер первый», «Мы», Свободный, Red, Red_text, Maxi, а также некоторых других тарифах, кроме корпоративных. Фактически он представляет собой кредитную систему расчетов с абонентом. При пользовании кредитом абоненту будет ежемесячно выставляться счет на сумму потраченных в предыдущем месяце средств. Информация о счете доставляется абоненту в виде SMS-сообщения. Срок оплаты счета составляет 21 день.
Отметим, что услуга «Индивидуальный кредит» адресована тем абонентам оператора, которые обслуживаются в сети МТС более 6 месяцев, при этом объем их ежемесячных трат превышает 400 рублей. Первоначально абоненту предоставляется кредитный лимит в размере 400 рублей. Уже в следующем месяце он будет пересчитан и составит 120 % от затрат абонента на услуги связи за предыдущий месяц. Во втором месяце он будет вновь пересчитан и составит 120 % от средней суммы начислений за 2 месяца. В третьем месяце кредитный лимит составит 120 % от средней суммы затрат абонента на услуги связи за 3 месяца. В четвертом и последующих месяцах кредитный лимит будет составлять 120 % от средней суммы ваших затрат на услуги связи за последние 3 месяца.
Подключение услуги «Индивидуальный кредит» осуществляется бесплатно в контактном центре МТС по номеру 0890 или в салонах-магазинах оператора. При этом компания МТС оставляет за собой право отключить услугу «Индивидуальный кредит», а также перевести абонента на авансовый метод расчетов при наличии у абонента задолженности по другим лицевым счетам и/или в сетях других сотовых операторов.
Отметим, что при подключении услуги «Индивидуальный кредит» услуга «Кредит» автоматически отключается: эти две услуги одновременно не предоставляются. Кроме того, если абонент пользовался услугой «Кредит» меньше чем 6 месяцев, при подключении услуги «Индивидуальный кредит» бонус в размере платы за подключение услуги «Кредит» ему не будет возвращен.
Использование услуги «Индивидуальный кредит» накладывает определенные ограничения на возможности по смене тарифа. Так, в настоящее время абоненты, использующие кредитный метод оплаты, могут поменять тарифный план только через сервис «Интернет-помощник» или с помощью оператора по телефону 0890. Кроме того, при кредитном методе расчетов услуги «Обещанный платеж», «Положительный ноль» и «Прямая передача» недоступны.
Напомним, что это уже второй сервис в кредитной линейке ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Так, услуга «Кредит» была запущена весной 2007 года (см. новость от 11 мая 2007 г.). В ее рамках предоставляется возможность ежемесячной отсрочки оплаты мобильной связи в определенном объеме. Максимальный размер задолженности, то есть отрицательное значение остатка на лицевом счете, с подключенной услугой «Кредит» дифференцировано в зависимости от макрорегиона. Стоимость подключения услуги «Кредит» равна максимальному размеру кредитной суммы, которую оператор готов предоставить абоненту. Она списывается с лицевого счета абонента при активации услуги. Срок ее действия не ограничен. Оплата счета должна быть произведена в течение 21 дня с момента его выставления. Отметим, что при подключении услуги баланс лицевого счета должен быть больше взимаемой за подключение суммы, услуга же будет доступна на следующий день после отправки запроса на подключение. По истечении 6 месяцев с момента подключения услуги на лицевой счет будет зачислен бонус на оплату услуг связи в размере оплаченной абонентом стоимости услуги «Кредит». Бонус будет зачислен, если в течение последних двух месяцев абонент производил любые платные действия по данному номеру.
Отметим, что другие операторы «большой тройки» запустили кредитные программы примерно в то же время. Так, «ВымпелКом» предложил абонентам линейку тарифных планов постоплатной системы расчетов. На данный момент она в регионах Приволжского федерального округа включает три тарифа: «Проще говоря», «Хочу сказать» и «Твой клуб». В рамках всех постоплатных тарифов абоненту предоставляется 25 дней на оплату счета.
«МегаФон», как и МТС, выбрал путь запуска услуг и предложил абонентам опцию «Кредит доверия», в рамках которой им предоставляется возможность совершать вызовы при отрицательном балансе. Особенностью услуги является то, что кредитный лимит определяется и изменяется оператором в зависимости от срока пользования абонентом его услугами, объема потребленных и оплаченных услуг связи, дополнительных услуг и надлежащего исполнения обязательств по оплате услуг связи.
Оператор сотовой связи «Нижегородская Сотовая Связь» еще в 2005 году предложил абонентам возможность пользоваться услугами мобильной связи в кредит. Абоненты, которые более 1,5 года являлись клиентами компании, а их начисления на абонентский счет за последние 6 месяцев превышали $10 в месяц, получали возможность разговаривать в кредит. В зависимости от стажа обслуживания в сети НСС и средней суммы ежемесячных начислений абоненту присваивалась определенная сумма кредитного лимита и порог включения и отключения роуминга. Сумма кредита и пороги роуминга рассчитывались исходя из ежемесячных начислений на счет абонента. На данный момент в сети НСС существует программа эксклюзивного обслуживания корпоративных и VIP-клиентов, в рамках которой помимо прочих преференций таким абонентам предоставляется возможность использования кредитной системы оплаты.
«Скай Линк» в Нижегородской области предлагает услугу «Кредит» корпоративным клиентам. Активация услуги «Кредит» допускается только при условии заключения с абонентом дополнительного соглашения о праве оператора безакцептного списания образовавшейся задолженности на абонентском лицевом счете с расчетного счета банка, обслуживающего абонента, с предоставлением абонентом соответствующего документа-поручения банку. Услуга «Кредит» предполагает отсутствие порогов блокирования за неуплату в течение всего расчетного месяца и первых 15 суток месяца, следующего за ним. Абонент в случае неоплаты предоставленных ему в расчетном месяце услуг до 16 числа следующего месяца полностью блокируется до момента погашения задолженности.
Наблюдатели рынка отмечают, что наличие возможности кредитной системы оплаты является значимым фактом для абонентов, так как позволяет удержать абонента в сети и повысить его лояльность.