Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
четверг, 21 ноября 2024

СМАРТС не понравился вид сзади/Суд отклонил иск оператора к телекомпании НТВ

Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска «Волгоград-GSM», аффилированной с сотовым оператором СМАРТС, к телекомпании НТВ. Оператор считает, что НТВ опорочила его деловую репутацию, показав в эфире сюжет с жалобами абонентов сотовых операторов на качество связи на фоне логотипа «Волгоград-GSM». Эксперты отмечают, что добиться положительного для заявителя решения суда в таких делах «весьма трудно» из-за правового пробела в сфере скрытого имиджевого ущерба.

«Волгоград-GSM» направила иск о защите деловой репутации после того, как в сентябре прошлого года в сюжете телеканала НТВ абонент неназванного мобильного оператора жаловался на качество связи. При этом в кадре на заднем фоне был изображен узнаваемый логотип СМАРТС (под этой торговой маркой работает ЗАО «Волгоград-GSM»). В компании расценили это как попытку «опорочить честь, достоинство и деловую репутацию» и направили в Московский арбитражный суд иск о защите деловой репутации. Истец просил, чтобы ОАО «Телекомпания НТВ» озвучило в эфире опровержение, но суд отказал оператору.

ЗАО «Волгоград-GSM» предоставляет услуги подвижной электросвязи стандарта GSM-900 на территории Волгоградской области с момента своего образования (21 апреля 1999 года). Компания была первым оператором, оказывающим услуги связи стандарта GSM в данном регионе. 50% акций ЗАО «Волгоград — GSM» принадлежит ОАО «СМАРТС», остальными акциями владеет ЮТК. Оператор работает под торговой маркой «СМАРТС». Абонентская база ЗАО в Волгоградской области составляет более 800 тысяч абонентов, из них около 70% приходится на Волгоград. Доля рынка оператора составляет 37%. Финпоказатели не раскрываются.

Юристы ЗАО «Волгоград-GSM» отказались от комментариев. Источник „Ъ“ в ЗАО вчера лишь отметил, что сотрудники компании «не верят, что логотип СМАРТС оказался в кадре случайно», намекнув, таким образом, на происки конкурентов. Кроме того, собеседник отметил, что НТВ отрицает сам факт выхода сюжета, ссылаясь на его отсутствие в своем архиве. При этом у «Волгоград-GSM» имеется запись этой телепередачи, сделанная в домашних условиях одним из сотрудников компании. Генеральный директор СМАРТС Андрей Гирев вчера пояснил, что решение о дальнейших действиях будет принято после того, как будет получено официальное решение суда. «После этого мы решим, будем ли подавать на апелляцию, — отметил господин Гирев. — Могу только сказать, что для нас это первый подобный случай. С другими нашими «дочками» такого не происходило». На НТВ вчера от комментариев отказались, отметив, что «телекомпания удовлетворена состоявшимся по делу решением суда, считает его законным и обоснованным».

Старший юрист практики «Арбитраж. Конфликты. Судебные споры» юридической фирмы «Вегас-Лекс» Константин Астафьев считает, что обращение юристов «Волгоград-GSM» в суд апелляционной инстанции будет «малоперспективным», поскольку сегодня в российском законодательстве еще не разработаны эффективные механизмы по защите от скрытого имиджевого ущерба. «По делам этой категории суды четко следуют позиции Верховного суда, изложенной им в 2005 году, согласно которой обязательно должны быть установлены факт распространения недостоверных сведений и их несоответствие действительности. Очевидно, что в рассматриваемом случае со СМИ эти обстоятельства недоказуемы, ведь в выступлении журналиста компания истца даже не упоминалась, — отметил эксперт. — Это все равно, что пытаться обвинить в клевете на президента лиц, выступающих с рассуждениями о мерах по борьбе с коррупцией на фоне Кремля». Говоря о возможностях защиты от причинения имиджевого ущерба, юристы приводят в пример законодательную базу в сфере интеллектуальной собственности, которую считают наиболее разработанной. Например, по спорам о защите товарных знаков суды уже давно отошли от формализованной оценки, применяя законодательство о недобросовестной конкуренции и рекламе. «Однако к спору между сотовым оператором и НТВ эти механизмы трудноприменимы, поскольку ответчиком является именно СМИ, а не компания-конкурент», — отметил Константин Астафьев.

Управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко смотрит на практику подобных дел более позитивно. По данным коллегии, ежегодно в суды направляется около 8 тыс. схожих исков о защите деловой репутации, большинство из которых направляются в суды общей юрисдикции и, как правило, удовлетворяются. Господин Кравченко предположил, что «Волгоград-GSM» не удалось доказать причинно-следственную связь между сюжетом НТВ и доходами компании. «Видимо, юристы оператора не предоставили четких документальных подтверждений падения доходов или оттока абонентов после сюжета НТВ, данных о покрытии сети и устойчивости сигнала, — предположил господин Кравченко. — К тому же у НТВ очень хорошие юристы».

Александр Васильев

Свежее по теме