Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Тарифы МегаФона в Нижнем Новгороде на 2024 год
Управление процессом разработки под ключ для сельскохозяйственного гиганта Syngenta
Тарифы МТС Нижний Новгород 2024
Миграция 100+ тысяч рабочих станций госслужащих на Astra Linux
ЦБ
°
понедельник, 16 сентября 2024

Шпионские игры/Правительство заинтересовалось шифрами

Правительство РФ поручило Мин­обрнауки, ФСБ и ряду других заинтересованных служб и ведомств рассмотреть перспективы производства отечественного криптографического оборудования. Правительство хочет, чтобы российские компании, специализирующиеся на защите информации, вышли на международный уровень, как это, например, сделали производители антивирусного ПО. Участники рынка считают, что в ряде стран российская продукция действительно может пользоваться спросом.

Правительство РФ поручило Мин­промэнерго, Минобрнауки, Федеральной службе безопасности и Федеральной службе охраны рассмотреть вопрос о развитии производства отечественного криптографического оборудования. О результатах рассмотрения эти ведомства должны до 1 декабря 2007 года доложить в правительство РФ.

В прошлый четверг глава Мининформсвязи Леонид Рейман отчитывался перед кабинетом министров о результатах работы своего ведомства. Председатель правительства Михаил Фрадков упрекнул г-на Реймана в том, что очень немногие российские ИТ-компании стали заметными игроками мирового рынка. Оправдания Леонида Реймана выглядели не вполне убедительно — он привел в качестве примеров успешных выходов российских компаний только «Лабораторию Касперского» и неназванную компанию из Новосибирска, специализирующуюся на производстве виртуальных серверов. В ходе последующей дискуссии министр образования и науки Андрей Фурсенко заметил, что достойно представить Россию на мировом ИТ-рынке могли бы российские фирмы, специализирующиеся на решениях в области криптографии. Михаил Фрадков одобрил эту идею и даже предположил, что криптографическим компаниям можно было бы предоставить налоговые или другие льготы.

Участники рынка относятся к неожиданно возникшему интересу правительства к криптографии достаточно настороженно. «Если бы мне выделили деньги на то, чтобы развивать какой-то из секторов российского ИТ-рынка, я бы подумал о криптографии, наверное, в последнюю очередь, — говорит президент Leta IT-company Александр Чачава. — Во-первых, это очень нишевый рынок, в России его объем едва ли превышает 10 млн долл. Во-вторых, российским компаниям будет непросто убедить зарубежных клиентов доверить им свою конфиденциальную информацию. КГБ по-прежнему один из самых раскрученных на Западе «брендов», а сейчас тема вмешательства правительств различных стран в дела бизнеса и попытки спецслужб получить доступ к конфиденциальной информации — очень горячая тема на мировом рынке».

Коммерческий директор компании «КриптоПро» Игорь Курепкин не согласен с этой точкой зрения. «По большому счету, у людей есть выбор только между производителями из США и России. Америка также является страной с весьма агрессивными спецслужбами, так что у покупателей криптографической продукции не меньше причин опасаться, что американцы попробуют получить доступ к их информации». По мнению Игоря Курепкина, основным препятствием является запрет на экспорт средств шифрования без специального разрешения спецслужб. Шифровальные технологии с длиной ключа более 56 бит занесены в список товаров и технологий, которые могут быть использованы для создания вооружений и военной техники и подлежат экспортному контролю.

Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова говорит о высоком уровне российских разработчиков средств крипто­графической защиты. «Подавляющее большинство российских компаний, работающих в сфере криптографии, созданы на базе команд, ушедших из ФАПСИ, у них очень высокий технический уровень, но они довольно слабы в области маркетинга и технологии продаж, — говорит она. — Если вложить средства в развитие этих направлений, то российские криптографические продукты будут пользоваться большим спросом за границей».

Антон Бурсак

Тематики: Маркетинг, ПО, Кадры, Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: