Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
пятница, 22 ноября 2024

"Одноклассники" остались одни/Суд постановил переименовать odnoklassniki.km.ru

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ООО "Одноклассники", постановив убрать слово "одноклассники" из названия социальной сети, принадлежащей компании "КМ Онлайн" (odnoklassniki.km.ru). ООО удалось зарегистрировать "Одноклассников" в Роспатенте как товарный знак, хотя, по мнению юристов, это противоречит 4-й части Гражданского кодекса.

11 августа Московский арбитражный суд постановил убрать из названия социальной сети на портале km.ru слово "одноклассники" и выплатить 100 тыс. руб. компенсации в пользу ООО "Одноклассники" (управляет odnoklassniki.ru), рассказал "Ъ" совладелец ООО Альберт Попков. По его словам, компания подала иск в отношении ООО "КМ Онлайн", управляющего сайтом km.ru, в мае 2008 года. В исковом заявлении "Одноклассники" требовали 200 тыс. руб. в качестве компенсации. "Наша торговая марка зарегистрирована в Роспатенте. Кроме того, мы вкладываем деньги в ее продвижение: размещаем рекламу, спонсируем футбольный клуб "Динамо"",— объясняет господин Попков.

По его словам, "КМ Онлайн", по сути, пользуется результатами чужой работы: "Их ресурс изначально назывался classmates.km.ru, потом его закрыли из-за невостребованности, но весной прошлого года реанимировали под названием odnoklassniki.km.ru. Уверен, что часть пользователей они приобрели за счет популярности нашего ресурса". По оценке ИК "Финам", с мая 2007 года число пользователей соцсети на km.ru выросло примерно с 300 тыс. до 2,7 млн, причем использование популярного бренда могло принести до 20% новой аудитории. В то же время социальная сеть odnoklassniki.ru является самой популярной в России: по данным TNS Gallup на июнь 2008 года, портал посещают около 7,4 млн человек в неделю.

"КМ Онлайн", входящая в группу R-Style, скорее всего, будет оспаривать решение суда, пообещал вчера PR-директор компании Андрей Щербаков: "На днях мы получим решение суда в письменном виде и решим, что делать дальше. Скорее всего, подадим на апелляцию". Он считает, что слово "одноклассники" является общеупотребительным, а "приватизировать" слово нельзя. Согласно логике суда, владельцы сайтов вроде video.ru, получившие регистрацию в Роспатенте, могут запретить другим ресурсам использовать доменные имена вроде video.yandex.ru, возмущаются в "КМ Онлайн".

Согласно выписке Роспатента, товарные знаки "одноклассники" и "odnoklassniki" были зарегистрированы на Альберта Попкова в июле 2006 года, но позже были перерегистрированы на ООО "Одноклассники". Знаки зарегистрированы в таких категориях, как поиск информации в компьютерных файлах (для третьих лиц), сбор информации в компьютерных базах данных, услуги в области общественных отношений, услуги клубов по организации встреч и др.

У ООО "Одноклассники" есть права на торговый знак, поэтому "шансы добиться чего-либо в апелляционной инстанции стремятся к нулю", рассуждает юридический советник TeliaSonera Антон Богатов. С ним соглашается партнер юридической компании Salans Виктор Наумов. По его словам, "КМ Онлайн" правильнее будет написать заявление в Палату по патентным спорам в Роспатенте об аннулировании регистрации товарного знака "одноклассники". "Повод для этого есть. На мой взгляд, факт регистрации товарного знака "одноклассники" может противоречить статье 1483 части 4 Гражданского кодекса РФ",— добавляет господин Наумов.

В частности, в статье говорится, что не допускается государственная регистрация товарных знаков, "представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров". "Другими словами, вы имеете право зарегистрировать товарный знак "Валенок" для водки, но не для производителя обуви",— пояснил Виктор Наумов. Он отметил, что в случае с "одноклассниками" свойства услуги заключаются в поиске информации об одноклассниках в специальной базе данных: "То есть можно говорить, что название товарного знака указывает на свойство услуги, и на этом основании пытаться отменить регистрацию".

Это уже второй иск ООО "Одноклассники" о защите своего бренда. Первый был подан в апреле этого года к издательству "Эксмо", которое выпустило триллер "Одноклассники" Андрея Дышева. По словам господина Попкова, дизайн обложки книги копирует фирменный стиль odnoklassniki.ru, кроме того, ссылка на сайт содержится в выходных данных. Московский арбитраж еще не вынес решения по этому делу.

Александр Ъ-Малахов

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: Одноклассники ру