Вчера МТС опубликовала отчетность за I квартал 2010 г. — последней из большой тройки российских сотовых компаний. За это время она заработала $2,614 млрд — на 23,2% больше, чем за тот же период 2009 г. Выручка Vimpelcom Ltd., в I квартале впервые объединившего финансовые результаты дочерних «Вымпелкома» и «Киевстара», составила на 3% меньше — $2,535 млрд. Выручка «Мегафона» в январе — марте составила 46,7 млрд руб., или $1,563 млрд по среднеквартальному курсу ЦБ.
Преимущество Vimpelcom Ltd. — высокая прибыльность бизнеса. Его квартальная OIBDA составила $1,205 млрд против $1,154 млрд у МТС, а чистая прибыль — $412 млн против $381 млн у конкурента. Рентабельность по OIBDA у МТС по итогам квартала оказалась самой низкой в «большой тройке» — 44,1% против 47,5% у Vimpelcom Ltd. и 45,8% у «Мегафона». Правда, маржу МТС тянет вниз ритейл, который она консолидирует: у МТС на конец I квартала было 2160 собственных салонов. Без учета ритейла рентабельность по OIBDA мобильного бизнеса МТС составила бы 51,1% (подробнее см. графики). Другие операторы «большой тройки» не раскрывают маржинальность операций без учета розницы. Но у «Вымпелкома» собственных салонов на порядок меньше, чем у МТС, он продает контракты в основном через «Евросеть» (владеет 49,9% ее акций) и независимых ритейлеров. У «Мегафона» 2000 монобрендовых салонов, сообщил руководитель департамента бизнес-коммуникаций оператора Роман Проколов.
Операционные показатели всех операторов (средний счет на абонента, ARPU, и средняя разговорная активность на абонента, MOU) по сравнению с IV кварталом прошлого года снизились. Компании в один голос объясняют это сезонным эффектом: в начале года много праздничных дней, когда люди пользуются связью реже. Зато по сравнению с I кварталом 2009 г. показатели всех троих выросли. Меньше всех прибавил «Вымпелком» (и ARPU, и MOU выросли всего на 0,4%), абоненты «Мегафона» наговорили на 3% дольше, но заплатили на 6,6% меньше. У МТС показатель MOU увеличился на 2,9%, а ARPU — на 1,4%.
А вот у шведской Tele2, занимающей 4-е место в России по числу абонентов, MOU и ARPU за тот же период прибавили 7,8% и 5,6%. Опережающий рост операционных показателей оператора-дискаунтера свидетельствует, что значительное число абонентов в России чувствительно к цене сотовой связи, объясняет аналитик «Тройки диалог» Евгений Голосной.
На I квартал 2009 г. приходился пик экономического кризиса в России. Существенного эффекта от улучшения экономической ситуации МТС пока не ощутила, но надеется на это в будущем, сообщил вчера президент компании Михаил Шамолин. А по мнению исполнительного вице-президента «Вымпелкома» по развитию бизнеса на массовом рынке Дмитрия Плесконоса, в I квартале рынок вернулся к росту на фоне оживления экономики. Уровень использования услуг и средний счет на абонента стабилизировались, растет интерес к широкополосному доступу в интернет (и фиксированному, и мобильному), отмечает Плесконос. Но говорить о полном преодолении последствий кризиса в России рано, предостерегает он: например, корпоративные клиенты продолжают экономить на связи. Активность корпоративных абонентов немного выросла, но значительных изменений нет, соглашается пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. До сих пор не восстановился также уровень использования дальней связи и роуминговых услуг, сетует она, зато поведение частных абонентов в кризис не сильно изменилось.
В России доходы от мобильного бизнеса больше всех выросли у МТС — квартальная выручка в этом сегменте увеличилась за год на 14,2% до 53,5 млрд руб. У «Мегафона» рост мобильных доходов в России составил 10,8% (до 46,7 млрд руб.), а у «Вымпелкома» — 5,2% (до 47,9 млрд руб.).
Олег Сальманов