Вчера все пользователи "Вконтакте" получили возможность бесплатно зарегистрировать "короткие имена" для своих страниц, которые в будущем трансформируются в адреса электронной почты (будет интегрирована в личные сообщения "Вконтакте"). "Раздача уникальных имен для страниц пользователей — первый шаг в создании электронной почты нового поколения. Она будет полностью интегрирована с остальными сервисами социальной сети, что с первого дня обеспечит ей более 70 млн пользователей (количество зарегистрированных в сети аккаунтов.— "Ъ")",— говорит создатель социальной сети Павел Дуров. Сейчас "Вконтакте" занимается разработкой спамфильтра, который строится на технологии, используемой в почтовом сервисе от Google Gmail.
Еженедельная всероссийская аудитория почты Mail.ru, по данным TNS Russia на февраль 2010 года, составляет почти 16,4 млн человек 12-54 лет. Аналогичный показатель почты "Яндекса" — 7,3 млн пользователей, Rambler — 3,3 млн человек. Еженедельная аудитория "Вконтакте" — 15,03 млн россиян. По оценкам "Яндекса" и TNS, российский пользователь имеет в среднем два почтовых ящика.
О планах по созданию собственного почтового сервиса недавно объявила крупнейшая в мире социальная сеть Facebook. Пресс-секретарь "Яндекса" Очир Манджиков считает, что запуск "Вконтакте" почтового сервиса может отразиться на распределении сил на этом рынке. "Но пока непонятно, насколько. Это зависит от реализации многих решений: интерфейса почтового ящика, навигации, поиска по письмам, систем антиспама и безопасности и др. Все эти решения крупнейшие почтовые сервисы разрабатывают и улучшают в течение уже многих лет",— отмечает господин Манджиков. Эксперт ИК "Финам" Леонид Делицын считает, что почтовый сервис может заинтересовать до 20% аудитории "Вконтакте". "За последние годы не появлялось ни одного сильного почтового бренда, а у этого ресурса очень лояльная аудитория",— рассуждает он.
Гендиректор MindShare Interaction Дмитрий Ашманов сомневается, что появление почтового сервиса увеличит доходы от медийной рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) "Вконтакте"; у ресурса сейчас распродается не больше 30-35% "инвентаря", тогда как нормальным показателем считается 50-60%. В 2009 году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, расходы на медийную интернет-рекламу выросли на 4%, до 7,7 млрд руб. Зато появление почты может быть положительно оценено пользователями, и часть их останется лояльной этой социальной сети, а не перейдет в Facebook, отмечает господин Ашманов.
Председатель правления IMHO VI Арсен Ревазов добавляет, что и при низкой распродаваемости "инвентаря" выручку можно будет увеличить. "Сделать точный прогноз сейчас невозможно, но в любом случае почтовый сервис даст диверсификацию рекламных возможностей, за счет которой и можно будет привлечь дополнительных клиентов",— говорит он. "Пользователи, которым раньше приходилось уходить на внешние почтовые сервисы, теперь смогут остаться на сайте, а значит, время, проведенное на ресурсе, будет увеличиваться, что сделает эту социальную сеть еще более привлекательной для рекламодателей",— отмечает руководитель сейлз-хауса "Медиа плюс" Мария Смирнова.
Пользователей "Вконтакте" могут насторожить вопросы безопасности почтовых ящиков социальной сети. В июле прошлого года пароли более чем 130 тыс. пользователей "Вконтакте" оказались в открытом доступе. Тогда пароли были собраны с помощью специального приложения для социальной сети, которое перенаправляло жертву на поддельный сайт "Вконтакте": там пользователи вводили свои логины и пароли.
Александр Малахов, Павел Белавин, Сергей Соболев