О том, что закон «О национальной платежной системе» будет внесен в Государственную думу не раньше сентября, РБК daily рассказали несколько участников рынка. По их словам, законопроект требует более детальной проработки и будет дополнен. Этим займется Главное государственно-правовое управление президента РФ, которое и решило отложить внесение проекта в парламент.
В администрации президента вчера не стали комментировать статус проекта. Президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута говорит, что планируется скорректировать и проработать глубже ряд определений, которые содержатся в законе. В том числе «изменения могут быть внесены в пятую главу законопроекта, которая посвящена электронным деньгам». «В частности, понятие «электронные деньги» может быть трансформировано к новой форме безналичных расчетов, что в целом соответствует действующему подходу к расчетам в гражданском законодательстве. Это повлекло бы за собой и определенные изменения в регулировании», — предполагает г-н Мамута.
В конце прошлого года Дмитрий Медведев предложил создать национальную платежную систему и организовать на ее основе выдачу социальных карт всем россиянам. На чипе этой карты должна быть записана вся информация о владельце, которая может потребоваться для оформления любых документов. Предполагается, что с помощью карты россияне смогут получать пенсии, платить налоги, а также расплачиваться ею в магазинах как обычной банковской картой. В феврале президент РФ Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину и вице-премьеру, главе Минфина Алексею Кудрину до 31 марта внести в Госдуму проект соответствующего федерального закона «О национальной платежной системе».
Часть проекта, которая касается регулирования рынка электронных денег, была внесена в закон не так давно и вызвала оживленные споры. Источник РБК daily в правительстве пояснял ранее, что идея о включении соответствующего пункта в закон принадлежала ЦБ. При этом, по его словам, поправки ЦБ никак не были согласованы с участниками рынка. «В феврале, когда этой темой озаботился президент страны, Банк России просто взял и предложил Минфину свои наработки в этой части, касаемо рынка электронных денег, — пояснил источник в правительстве. — Поскольку функционирование национальной платежной системы увязано с получением ее участниками рынка банковских лицензий, ЦБ предложил распространить этот порядок и на электронные деньги».
Центробанк настаивал на том, чтобы операторы электронных денег были подконтрольны ему и работали на рынке как небанковские кредитные организации (НКО). При этом банковский регулятор обещал применять к ним более мягкие требования, чем к обычным НКО. Минфин же ратовал за то, чтобы операторы электронных денег имели право работать под любой юридической формой, лишь бы их деятельность как оператора электронных денег в общем бизнесе занимала незначительную долю, например 15—18%. При этом в ведомстве Алексея Кудрина были согласны с тем, чтобы контроль над этим рынком был предоставлен Банку России. В результате стороны пришли к решению внести в правительство два варианта — и Банка России, и Минфина, прописывающие правила работы операторов электронных денег.
По словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, решение отложить внесение закона в Думу выглядит «здраво». «Форсировать события не нужно. Необходима детальная проработка вопроса. Мы надеемся, что некоторые из тех поправок, которые были предложены нами, все же войдут в закон, а не будут просто исключены из него, как это могло бы случиться в спешке», — говорит г-н Тосунян. Председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов считает, что в нынешнем варианте закона «очень много недоработок». «Поэтому срок исполнения 1 апреля был нереальным. А к 1 сентября стороны успеют все обсудить и договориться», — говорит он.
Елизавета Серьгина, Антон Бурсак