Сегодня компания DOMO – это российская региональная розничная сеть магазинов бытовой техники и электроники, объединяющая 131 магазин в 20 регионах Российской Федерации: от Нижнего Новгорода до Алтайского края. Развитие сети DOMO началось именно с ПФО. Первый магазин открылся в 1998 году в Казани. За пределы Республики Татарстан компания DOMO вышла в 1999–2001 гг., когда открыла магазины в Республике Чувашия. Затем сеть охватила Ульяновскую область. По состоянию на 1 августа 2007 года в Приволжском федеральном округе открыто 84 магазина DOMO в 9 субъектах РФ. Среди них – республики Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Марий Эл, Ульяновская, Самарская, Нижегородская, Пензенская, Кировская области. С самого начала сеть DOMO развивалась как многоформатная и до сих пор это направление сохраняется. Магазины DOMO – это и гипермаркеты в «миллионниках», и супермаркеты, и «магазины шаговой доступности», и небольшие магазины в малых городах.
19 октября в г. Орске Оренбургской области открылся первый магазин DOMO. Его торговая площадь – 900 квадратных метров, инвестиции в товарное наполнение составляют около 19 млн рублей. Новый магазин DOMO – это первый ребрендированный магазин оренбургской торговой компании «КомИнКом», которая недавно присоединилась к DOMO. Компания «КомИнКом» занималась торговлей бытовой техникой и электроникой в Оренбургской области. Ее розничная сеть объединяла 8 магазинов, расположенных в городах Оренбург, Орск, Бузулук, Новотроицк, а также в селе Ташла. В 2006 году совокупный объем продаж магазинов «КомИнКома» составил $30 млн. Компания принадлежала группе физических лиц, ее штаб-квартира располагалась в Оренбурге. Сейчас оформление сделки по присоединению компании «КомИнКом» находится в завершающей стадии.
«Благодаря этой сделке в розничную сеть DOMO влились 8 магазинов. Они расположены в областных городах. Все магазины занимают выгодное местоположение, имеют хороший трафик и сформировавшуюся клиентскую базу. Таким образом, развитие DOMO в Оренбургской области, где до покупки «КомИнКома» компания не присутствовала, мы начинаем с прочных позиций», – говорит региональный директор Оренбургского региона сети DOMO Юрий Власов.
Как сообщают в пресс-службе ГК DOMO выход компании в Оренбургскую область обсуждался давно: «Оренбургская область находится в непосредственном соседстве с Татарстаном, где располагается корпоративный центр DOMO, а географическая близость удобна как с точки зрения логистики, так и с точки зрения управления торговой сетью в целом. Благоприятным фактором можно считать, в том числе, и подъем экономики, который наблюдается в Оренбургской области. Существенную роль в нем играет активное развитие металлургической промышленности, а также разработка и освоение месторождений природного газа и нефти. Рост экономики в целом повышает уровень благосостояния населения: в крупных городах региона сформирован емкий средний класс, в небольших населенных пунктах наблюдается поступательное повышение качества жизни. В связи с этим Оренбургская область является перспективной и с точки зрения торговли бытовой техникой и электроникой. Сейчас объем рынка бытовой техники и электроники в Оренбургской области составляет порядка 3,8 млрд рублей; этот показатель растет, и в последующие годы мы ожидаем продолжения его роста. Из федеральных игроков в Оренбургской области сегодня активно работает только «Эльдорадо». «М.Видео» имеет только один магазин в Оренбурге. После переформатирования всех восьми магазинов «КомИнКома» мы планируем занять 10-20 % рынка в крупных городах области и 30-40 % – в небольших».
Вслед за недавно открывшимся орским магазином DOMO будет ребрендирован гипермаркет в Оренбурге. До конца этого года под вывеску и формат DOMO также перейдет магазин в Бузулуке. Ребрендинг остальных магазинов «КомИнКома» завершится в начале 2008 года. Открытие новых магазинов DOMO в Оренбуржье, помимо этих, в краткосрочной перспективе не планируется, так как розничная сеть «КомИнКома» оптимально покрывает территорию Оренбургской области.
В практике DOMO уже имел место опыт подобного выхода на рынок региона через приобретение местной компании: сделки M&A – эффективный рыночный инструмент развития сети, и DOMO активно использует его при выходе в новые регионы. Так, в августе 2006 года произошло слияние с крупной сибирской сетью по продаже бытовой электроники «Айсберг» (16 магазинов в Новосибирске, Новокузнецке, Барнауле и других ключевых городах Сибири). В октябре 2006 года состоялась покупка ханты-мансийской сети КГБ («Качество – Гарантия Благополучия»: 4 магазина в Сургуте, Лянторе и Когалыме). В апреле 2007 года состоялась покупка тюменской сети «БигМаг» (6 магазинов в Тюмени, Тобольске, Заводоуковске и Ялуторовске). Летом 2007 года состоялась покупка сети «Телевид» (5 магазинов в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской республике).
Стратегия развития розничной сети DOMO, безусловно, предусматривает открытие магазинов как в городах, где компания уже присутствует, так и в новых регионах. В Поволжье – родном округе компании – DOMO представлена широко: магазины сети работают практически во всех ключевых городах. Однако, считают в компании, перспективы для дальнейшего развития и расширения географии еще есть. Так, в сентябре этого года сеть DOMO вышла на новый рынок – в Мордовию: гипермаркет DOMO открылся в столице республики Саранске. Также новой точкой на карте DOMO стал город Дзержинск (Нижегородская область), где первый магазин DOMO открылся в марте этого года. Сегодня, благодаря сделке с «КомИнКомом», DOMO вышла в Оренбургскую область.
В регионах, где DOMO работает не первый год, идет укрепление позиций. Например, в этом году в дополнение к имеющимся новые магазины DOMO открылись в Уфе, Нижнем Новгороде, Казани и ряде других городов (см. новость от 27 августа 2007 г.). На сегодняшний день скорость роста сети по сравнению с прошлым годом немного ниже. Как комментируют в пресс-службе компании, это объясняется тем, что весь этот год идет процесс ребрендинга сети DOMO, и значительная часть средств из фонда развития направляется на переформатирование магазинов сети.