Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
четверг, 21 ноября 2024

«Большая тройка» просит. Частотный вопрос: быть или не быть LTE в России

На прошлой неделе президент МТС Михаил Шамолин, гендиректор «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Елена Шматова и гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков обратились с открытым письмом к главе Минкомсвязи Игорю Щеголеву. «Большая тройка» просит министра вмешаться в процесс директивного распределения радиочастотного ресурса «сверху», необходимого для строительства сетей LTE в России для придания ему открытого конкурсного и легитимного характера. Между тем, именно от наличия дефицитного радиоресурса, которого в России все время не хватает, зависит будущее внедрение LTE в нашей стране.
Cтандарт LTE (Long Term Evolution) является дальнейшей  эволюцией мобильных сетей стандартов третьего поколения 3G WCDMA/UMTS и CDMA/EV-DO. Это переходная технология к сетям 4G, которая позволяет модифицировать существующие сети, увеличив качество и скорость передачи данных (теоретические максимумы, прописанные в спецификациях 3GPP/ Release 9  составляют 173Мбит/с (DL) и 58Мбит/с (UL)). Для операторов стандарт ценен прежде всего возможностью работы в широкой полосе частот (1,5 МГц - 20 МГц), разных частотных диапазонах (450 МГц – 4,9 ГГц), более эффективным использованием спектра и общим снижением операторских издержке на передачу данных.

Напомним, что в начале июля в ряде федеральных СМИ появились сообщения, что Министр обороны Анатолий Сердюков лично обратился к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой посодействовать в выделении частот диапазона 2,5-2,7 ГГц компании «Основа телеком». Будучи зарегистрированной 3 июня 2010 г., компания является совместным предприятием подконтрольного МО РФ «Воентелекома» и компании «Айкоминвест» (принадлежит Виталию Юсуфову, сыну бывшего руководителя Росрезерва и Минэнерго Игоря Юсуфова). Ни много ни мало, а частоты «Основе  телеком» нужны для создания федеральной сети мобильного широкополосного доступа в интернет по технологии LTE. Также сообщалось, что Дмитрий Медведев в целом одобрил эту идею, но предварительно поручил разобраться со сложившейся ситуацией Минкомсвязи. 

Почему «большая тройка» так беспокоится именно о диапазоне 2,5-2,7 ГГц? Дело в том, что в России для совместного использования выделено 75 % частотного спектра, а для гражданской связи - всего 3%. Совместное использование частот подразумевает необходимость проведения предварительных тестовых испытаний на совместимость гражданских систем с РЭС МО РФ, что выходит долго и затратно, а зачастую и с существенными ограничениями со стороны военных. Для LTE могут подойти частоты «цифрового дивиденда» 790-860 МГц, но они требуют длительных конверсионных работ, 2100 МГц уже используется под 3G (а в перспективе и 900 МГц). Наиболее приемлемым диапазоном является 1700-1800 МГц, но этот диапазон LTE редок и вообще не характерен для Европы, и хотя первые инфраструктурные решения вендоров для этих частот уже появились, уговорить производителей конечных абонентских устройств LTE добавить поддержку диапазона 1800 МГц будет весьма затруднительно. Поэтому из относительно свободных частот в России, пригодных для создания сетей LTE в России остаются 2300-2400 МГц (частично используются мобильным WiMAX) и 2500-2690 МГц, занятые спутниковой связью, мобильным WiMAX и MMDS (система наземного телевещания). 

Примечательно, что именно в этом диапазоне предполагалось проведение конверсионных работ и последующее выставление этих частот на открытый конкурс, а также строительство тестовых зон LTE в России. Напомним, по первоначальному плану предполагалось, что пилотные зоны LTE операторов МТС, «Билайна», «МегаФона», а также «Связьинвеста» и возможно Tele2, появятся в Приморском крае, Костромской, Ростовской и Свердловской областях в диапазонах - 900 МГц, 1,8 ГГц и 2,1 ГГц, а также 700-900 МГц, 2,3-2,4 ГГц, 2,5-2,7 ГГц. Однако из-за разногласий между МО и Минкомсвязи, финальное заседание Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ) 2 июня по этому вопросу так и не состоялось и было перенесено на более поздний срок. Между тем, ближайшее заседание ГКРЧ состоится уже 15 июля, однако Игорь Щеголев заявил, что на нем не будут рассмотрены вопросы, касающиеся строительства тестовых зон LTE в России. Глава Минкомсвязи также отметил, что вопросы внедрения и тестовых зон LTE в России планируется решить в августе 2010 года, при этом, сроки тестирования таких сетей будут продлены до апреля 2011 г.  (ранее - до 1 декабря 2010 г.). Таким образом, видимо разногласия между МО и Минкомсвязи еще не преодолены, вопрос снова отложен, как и выделение частотного ресурса для создания тестовых зон LTE в России. 

Между тем, в настоящее время, «большая тройка» просит главу Минкомсвязи выработать четкие и прозрачные подходы к распределению радиочастотного ресурса в России, необходимого для развития связи стандарта LTE в России, а также избежать перераспределения дефицитного национального ресурса в пользу компаний, заведомо не способных осуществить масштабное развертывание сетей нового поколения. Операторы «большой тройки» во многом справедливо отмечают, что небольшие компании не обладают достаточными финансовыми ресурсами и опытом для реализации столь масштабных проектов и во многих случаях после получения частот перепродают их. Тем более, что для создания полноценных сетей LTE потребуется развитая транспортная инфраструктура, как межрегионального уровня, так и абонентского уровня («последняя миля» в городах). При этом, по оценкам «большой тройки», создание федеральной сети LTE с «нуля» обойдется в $5-7 млрд (зависит от частоты), на что по разным оценкам может потребоваться до 7 лет. Поэтому президент МТС Михаил Шамолин, гендиректор «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Елена Шматова и гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков в своем обращении к главе Минкомсвязи Игорю Щеголеву просят не распылять частоты, пригодные для строительства сетей LTE, а собрать их и выставить на открытый конкурс. Также они призывают министра внести поправки в соответствующее законодательство с целью возможности рефарминга имеющегося у операторов спектра (в данном случае – возможность строительства LTE на частотах GSM/UMTS и CDMA). Кроме того, в письме в очередной раз упоминается необходимость «технологической нейтральности» выделяемых частот операторам. Напомним, что в противоположность этому, в настоящее время, лицензия на оказание сотовой связи или передачи данных выдается оператору только под конкретный частотный диапазон и технологию.

Между тем, в пресс-службе Минкомсвязи отметили, что по поручению президента РФ Дмитрия Медведева, ведомство должно разработать территориально-временной план конверсии частот «цифрового дивиденда» (790-860 МГц) уже к октябрю 2010 года. При этом, вопрос о «технологической нейтральности» также прорабатывается.

«Технологическая нейтральность» волнует российских операторов не просто на словах. Так, WiMAX-оператор «Скартел» (бренд Yota), а ранее и «Ростелеком», выигравший конкурсы на частоты под WiMAX в 38 из 40 регионов, заявили о строительстве на этих частотах сетей LTE. Например, по неподтвержденным данным Yota намеревается запустить тестовую зону LTE в Казани уже 30 августа 2010 года. Но до последнего времени Роскомнадзор, не признавая «технологической нейтральности» выданных компаниям частот, настаивал на том, чтобы компании строили сети WiMAX, как и было прописано в лицензиях. Однако, на прошлой неделе глава Роскомнадзора Сергей Ситников заявил, что ведомство не будет препятствовать компаниям в строительстве LTE, однако только в случае, «если оператор связи на заявленном ранее оборудовании с теми же самыми тактико-техническими характеристиками обеспечит его работу». Между тем, глава Роскомнадзора сомневается в способности «Скартела» и «Ростелекома» построить полноценные сети LTE из-за недостаточного частотного ресурса, находящегося в их распоряжении (по 15 МГц). Он отмечает, что для этого потребуется не менее 60 МГц. Справедливости ради стоит отметить, что столь широкая полоса, на которой возможно достижение пиковых теоретических скоростей доступа (более 100 Мбит/с), у российских операторов связи вообще вряд ли появится, даже в долгосрочной перспективе, поэтому это, скорее всего, недостижимое требование. В то же время, мировой опыт свидетельствует – полноценные сети LTE можно строить и с меньшим пропускным каналом. Например, первые предкоммерческие (запуск в ноябре 2010 года) результаты работы сетей LTE крупнейшего американского оператора Verizon Wireless дали средние скорости доступа 5-12 Мбит/с (DL) при ширине полосы в 10 МГц.

Однако, на другую часть комментариев Сергея Ситникова, опубликованную на сайте Роскомнадзора, не многие обратили внимание: «У нас при запуске любого нового стандарта связи в обязательном порядке проводится экспериментальная работа, и стандарт принимается ГКРЧ. По LTE такого решения еще не было. Предложено провести экспериментальные работы. Этот вопрос выносится на ближайшее заседание Государственной комиссии. Мы его готовим, определяем территории эксперимента. После принятия решения ГКРЧ о результатах эксперимента – принятие стандарта. Дальше, пожалуйста, можно работать».

Таким образом, для принятия стандарта LTE требуется решение ГКРЧ, для которого, в свою очередь, понадобится создание и проведение тестовых испытаний LTE. Однако, на ближайшем заседании, как уже было ранее отмечено, этот вопрос рассматриваться не будет – он перенесен на август. Поэтому любые грезы операторов о строительстве ими тестовых зон LTE можно смело отложить до этого времени.

Между тем, также пока не ясна судьба и заявок «МегаФона» с «Ростелекомом» как основных телекоммуникационных спонсоров Олимпиады 2014 года в Сочи на частоты LTE в этом регионе. Отдельное решение по этому вопросу предполагалось вынести на заседании ГКРЧ 2 июня 2010 года, которое не состоялось. Сложность ситуации заключается еще и в том, что свободных частот здесь хватит лишь на одного оператора, поэтому Минкомсвязи предлагает решить этот самим операторам.

Помимо частотных вопросов, еще одним важным обстоятельством, напрямую влияющим на появление сетей LTE, является оборудование «отечественного производителя». Это условие обязательно далеко не для всех операторов сотовой связи было введено лишь в начале этого года. Тем не менее, «Ростелекому», например, в течение ближайших двух лет необходимо развернуть сети LTE (если принцип «технологической нейтральности» восторжествует) в 38 регионах России. В законодательстве пока не прописаны четкие критерии «отечественного производителя», однако отмечается, что это может быть и иностранный вендор, разметивший «глубокое» производство в России. Например, в февральской редакции проекта постановления правительства содержались требования локализации производства в России до 31 декабря 2011 года не менее 25 %, до 31 декабря 2012 года не менее 35 %, а с 1 января 2013 года не менее 50 %. И подобные примеры уже имеются. К настоящему времени, например, совместно предприятие Alcatel-Lucent и «Ростехнологий» показало уже первые плоды своей работы - коммутаторы локальной вычислительной сети и IP-маршрутизаторы (компания планирует занять не менее 30% рынка такого оборудования в России). В декабре 2009 г.  меморандум о намерениях по локализации производства оборудования для сетей широкополосной мобильной связи четвертого поколения (4G) в России с холдингом «ИнформИнвестГрупп» подписала и Motorola.  Также сообщалось, что «Связьинвест» подписал меморандум о взаимопонимании с американским производителем оборудования для оптических сетей Infinera (2-е место в мире на рынке оборудования DWDM). При этом, Infinera готова рассмотреть возможность локальной сборки оборудования в России, а также размещения здесь разработок. 

Скорее всего, просто наклеивать «шильдики» в этом случае не получится и на этот раз государство решило взяться за подъем отечественного телекоммуникационного сектора более серьезно. Кроме того, складывается впечатление, что необходимость внедрения LTE как в правительственных кругах в целом, так и в Минкомсвязи в частности, понимают. Однако, хватит ли политической воли для свободного и открытого перераспределения частот для сетей нового поколения, пока остается неизвестным. И в условиях откровенного лоббирования интересов небольших компаний, подконтрольных МО, обращение сотовых операторов «большой тройки» к общественному мнению и вынос обсуждения этого вопроса на широкую публику, не кажется столь уж странным.

Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: LTE

Свежее по теме