Республика Татарстан продолжает укреплять позиции цифрового лидера России. За первое полугодие 2025 года число абонентов мобильного интернета выросло до 5,43 млн пользователей (+6% к прошлому году), а количество пользователей проводного интернета достигло 1,32 млн абонентов (+5%), проговорил в своей повестке Альберт Яковлев, замминистра цифрового развития Татарстана.
В рамках программы устранения цифрового неравенства (УЦН) в первом полугодии к высокоскоростному интернету подключено 70 сельских населенных пунктов (инвестиции составили 420 млн рублей). До конца года планируется обеспечить связью еще 89 деревень и сел (534 млн рублей).
Компания «Таттелеком» продолжает масштабное строительство оптических сетей GPON в сельской местности. В 2025 году планируется обеспечить возможность подключения для 50 тысяч сельских домохозяйств, из которых 32 тысячи уже получили доступ к оптоволокну в первом полугодии в 101 населенном пункте.
Татарстан активно внедряет отечественное телекоммуникационное оборудование. В республике установлено 8 базовых станций российского производства «Иртея» (МТС) и 46 базовых станций «Булат» (Т2 Мобайл).
В рамках программы цифрового суверенитета 150 тысяч рабочих мест в органах власти и бюджетных учреждениях переведены на отечественную операционную систему «Астра Линукс». После тестирования различных офисных пакетов выбор был сделан в пользу «Р7-Офис», который показал наилучшие результаты по функциональности и удобству для пользователей.
Илья Начвин, первый заместитель министра цифрового развития Татарстана рассказал в докладе про новое мобильное приложение «Услуги РТ 2.0.», которое объединяет государственные, муниципальные услуги и повседневные сервисы. Приложение постоянно совершенствуется: внедрена автоматическая передача показаний счетчиков, запущен уникальный сервис «Госконсьерж», позволяющий общаться по видеосвязи со специалистом МФЦ для оформления документов без личного визита.
В сфере безопасности активно развивается система «Безопасный город» — на Геопортале Республики Татарстан размещена информация о более чем 83 тысячах видеокамер. Количество установленных IP-домофонов превысило 21 тысячу, что обеспечивает дополнительную безопасность жителей многоквартирных домов.
Особой популярностью пользуется сервис «Народный инспектор», через который жители сообщают о нарушениях ПДД и получают 25% от суммы штрафа. В 2025 году через этот сервис отправлено более 125 тысяч сообщений, а самые активные пользователи заработали более 530 тысяч рублей.
Значительный прогресс достигнут во внедрении искусственного интеллекта в государственное управление. Сервис «Госпромпт» с ИИ используют более 2000 сотрудников из 112 министерств и ведомств. Система позволила сократить время обработки документов с часов до минут.
Татарстан активно тестирует национальный мессенджер МАХ. В ближайшие месяцы через него можно будет записаться на прием к врачу или в МФЦ, получать результаты госуслуг и следить за рассмотрением заявок в «Народном контроле». До конца года планируется реализовать возможность использования цифрового студенческого билета и заменить предъявление паспорта на QR-код в крупных отелях республики.
«Сегодня Татарстан — регион-лидер в цифровой сфере в стране. Мы достигаем таких результатов благодаря слаженной работе команды, поддержке отраслевых экспертов и, в первую очередь, стратегическому курсу Раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, который ставит нам конкретные задачи,» — отмечает Айрат Хайруллин, министр цифрового развития РТ. Добавляя, — «Мы видим, что цифровизация меняет экономику, социальную сферу и жизнь татарстанцев к лучшему».
Все эти инициативы реализуются в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», цель которого — построение суверенной цифровой экономики через внедрение передовых технологий и развитие инфраструктуры данных.