О заказчике
Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан (ранее – Министерство информатизации и связи Республики Татарстан) является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, проводящим государственную политику в сфере информатизации и связи; в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в установленной сфере деятельности.
Об исполнителе
Центр цифровой трансформации Республики Татарстан – ИТ-компания в составе Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан, применяющая бизнес-подход к решению государственных задач. Центр создан в 2019 году по постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан. Учредитель – Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан.
Задача проекта
Сервис (мобильное приложение) «Я – школьник» является своеобразным «посредником» между региональной образовательной системой edu.tatar.ru и учащимися Татарстана. Это не инструмент, предназначенный для использования во время учебы, а скорее карманный ассистент. Цель сервиса – поддержание интереса школьников к учебе, создание мотивации к получению знаний, поддержка в процессе обучения.
Айрат Хайруллин, министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан
Министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан Айрат Хайруллин в то же время подчеркивает: «Важно понимать, что цифровые образовательные решения никогда не заменят педагога. Новые технологии и разработки в сфере образования – это дополнительный цифровой контент, который помогает школьнику и учителю получать возможности для дальнейшего развития и личностного роста».
Ход проекта
Сервис «Я – школьник» был разработан чуть более чем за четыре месяца и запущен в сентябре 2020 года.
В процессе реализации проект прошел несколько стадий:
15.05.2020 – 05.06.2020 – предпроектное исследование пользователей и проектирование;
05.06.2020 – 31.08.2020 – дизайн и разработка MVP;
01.09.2020 – 31.09.2020 – регрессионное и функциональное тестирование на 500 учащихся;
01.09.2020 – 31.09.2020 – реализация татарского интерфейса приложения;
30.09.2020 – публичный релиз.
Команда разработки состояла из более чем 10 человек. Фактически представители заказчика и даже будущие пользователи также были интегрированы в команду разработки. С их участием проводились совместные сессии для выявления потребностей школьников, поиска и отсева идей, формирования бэклога и удержания проекта в рамках MVP.
Руководитель проекта – заведующий сектором электронного образования ГКУ «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан» Булат Габдрахманов и члены команды разработки выстраивали коммуникации с конечными пользователями, проводили первичную аналитику, описывали текущие процессы и системы, участвовали в креативных сессиях.
Проводилось исследование предметной области: интервьюировались учителя, руководители кружков и преподаватели из разных регионов Татарстана. Это стало ключевым фактором для успешной реализации сервиса для граждан и понимания их потребностей.
Владельцем системы является ГКУ «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан», а функциональными заказчиками – Аппарат Президента Республики Татарстан и Министерство образования и науки.
Масштаб и проекта
Основной фокус проекта – образовательная среда Республики Татарстан.
При разработке мобильного приложения были использованы современные механики геймификации.
Булат Габдрахманов, заведующий сектором электронного образования ГКУ «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан»
«Когда мы создаем приложения для школьников – полезные приложения, а не игры, – нам нужно стараться не отвлекать детей от учебных задач, не создавать искусственные поводы для соревнований, коллекционирования или персонализации своего аватара. Поэтому рейтинги и «одежки» для аватаров нам не подходят. С точки зрения учебы они смысла не несут, а внимания привлекают много, – отмечает Булат Габдрахманов. – Нам нужны механики, которые помогут детям лучше понимать, для чего они ходят в школу, ощущать свой прогресс, осознавать свои сильные и слабые стороны. Соответственно, для приложения подойдут блоки развития навыков (это должны быть именно такие реальные навыки, как логическое мышление или креативность), прогресс-бары, показывающие что они уже прошли в рамках определенного предмета или учебного года, а также достижения. В данном случае достижения – это не просто красивые бейджики, а что-то, чем ребенок действительно мог бы гордиться».
Игровые механики в приложении частично сливаются с современными приемами UI и UX. К разработке инструментов саморефлексии были привлечены психологи и педагоги, поэтому типичной геймификации пользователь может не найти. Но внимательный зритель увидит «под капотом» виртуальные награды, прокачку навыков и другие механики из ролевых игр. Возможно, не прямо сейчас, но уже в ближайших версиях приложения.
Итоги проекта
Сервису «Я – школьник» доступен с 30 сентября 2020 года. С этого времени им уже воспользовались более 85000 учеников Татарстана.
Сервис позволяет школьнику:
- получать удобный мобильный доступ к электронному дневнику edu.tatar.ru;
- отслеживать динамику своей успеваемости и получать персональные подсказки;
- оценить, на какие предметы нужно направить больше внимания и сил;
- получать напоминания о домашней работе и видеть актуальное расписание;
- взаимодействовать с учителем;
- узнавать важную и полезную информацию, проходить опросы;
- получать виртуальные достижения за успехи в учебной и внеучебной деятельности.
Сервисом может воспользоваться ученик любого класса и возраста, однако акцент делается на среднем и старшем звене учащихся: с 5 по 11 классы.
Социально-экономический эффект от проекта, вероятно, лучше всего оценить через уровень вовлечения детей. За первые дни работы приложения более 10000 школьников республики установили новый цифровой помощник, а из-за большого количества скачиваний, положительных отзывов и оценок «Я – школьник» попал в топ-50 приложений App Store в категории «Образование».
Одна из особенностей приложения в том, что разработчики создавали его вместе со школьниками: проводили интервью и опросы, создавали фокус-группы, тестировали прототипы. Это позволило сервису завоевать доверие пользователей, а его распространение было проще организовать за счет «сарафанного радио» в школьной среде.
Данный проект отвечает принципам цифровой трансформации: создан современный канал коммуникаций юных граждан с государственным учреждением. При этом для учащихся это приложение – цифровой помощник, а для государства – канал получения обратной связи в новом формате.
Перспективы проекта
Глобальная миссия сервиса «Я – школьник» – стать персональным ассистентом ученика, поддержать его на пути к знаниям, помочь научиться оценивать себя и свои действия, в нужный момент поддержать советом. Для этого приложение разрабатывали совместно с психологами и экспертами из сферы образования.
В разработке следующих релизов находится ряд «фишек», которые превратят мобильное приложение в персональный цифровой помощник в учебе и внеучебной деятельности. Разработчики нацелены на то, что приложение будет превращаться из помощника в наставника, для этого исследуются и проектируются такие функции, как:
- информирование о событиях, мероприятиях и важной информации в формате «сториз»;
- справочник для находящихся в трудной психологической ситуации;
- опросы и получение обратной связи;
- «Бортовой журнал» – персональная сводка школьника за неделю, которая помогает ему рефлексировать над результатами и мотивирует заниматься лучше;
- сервис ведения «культурного дневника» (учитывается количество посещений музеев, театров и библиотек и написание полученных впечатлений);
- постановка целей по оценкам.
Опыт участия в премии IT Stars имени Георгия Генса
«Центр цифровой трансформации Республики Татарстан имеет ряд уникальных, прорывных решений. Мы хотели бы заявить о них на всероссийском уровне и, в том числе, поделиться опытом с другими участниками премии IT Stars. Когда ты получаешь признание от авторитетного жюри – это большая мотивация к развитию проекта для всей команды, которая им занимается, включая разработчиков, аналитиков и представителей органов власти. Мы видим исключительно положительный эффект от участия в таких мероприятиях», – прокомментировал Булат Габдрахманов.
Победители в номинации «Умные решения в регионах России» получили статуэтки с фрагментами работ Александра Алексеева
Победители в номинации «Умные решения в регионах России» получили статуэтки с фрагментами иллюстраций к «Слову о полку Игореве», созданных Александром Алексеевым в 1947-1948 годах. Иллюстрации выполнены в сложной технике цветного офорта. В отличие от других графических серий художника изображения носят композиционно-условный характер и почти все выполнены в единой цветовой гамме.
Дмитрий Дибров вручает награду в номинации «Умные решения в регионах России»
Премия IT Stars носит имя основателя группы ЛАНИТ Георгия Генса, который, стоял у истоков развития информационных технологий в России, много сделал для становления информационного общества в нашей стране (см. статью раздела «ЛАНИТ» от 5 октября 2021 г.). Собирательство изданий livre d’artiste было особой страстью Георгия Генса, логичным является решение об использовании в оформлении наградных статуэток изображений работ ведущих художников ХХ века из изданий livre d’artiste собрания Георгия Генса.
Учредителем премии IT Stars является компания ЛАНИТ. Премия организована при поддержке Ассоциации менеджеров и Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий. Генеральные партнеры церемонии награждения: Aruba, Hewlett Packard Enterprise, Huawei, Schneider Electric.