Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
суббота, 23 ноября 2024

Вечный бизнес e-government

Развитие проектов электронных государственных услуг, оказывается, не имеет конца и края. Об этом участники форума «Государственные электронные услуги: приоритеты и условия реализации в России», проведенного «Ведомостями» и ComNews Conferences в Москве позавчера, 28 июня 2010 года, говорили и со сцены, и в кулуарах, не особенно стесняясь. Как только все текущие проекты будут созданы и запущены, их надо будет поддерживать и улучшать. Лозунгом для таких ИТ-компаний и специалистов вполне может служить мысль президента Медведева о том, что «доступность современных информационных технологий, качественных государственных услуг... главный показатель развития информационного обществе в стране». Декларация, это, конечно, хорошо – осталось понять, что происходит в реальности.

Центр услуг электронного правительства

С момента презентации портала госуслуг в конце прошлого года его развитие происходит под пристальным вниманием общественности – точнее, той просвещенной армии интернет-пользователей, которые ценят свое время и хотят получать услуги в электронном виде. Правда, особенно больших успехов на этом поле пока не отмечено. Во всяком случае, по мнению директора проекта «Электронное правительство» в компании «Ростелеком» Валерия Зубахи, регистраций в личном кабинете – всего 108 тыс., в том числе среди них «отметились» аж 100 иностранных граждан. Кроме того, с начала года в электронной форме подано 52 тыс. запросов на электронные услуги: совсем не густо. Причем, по мнению аналитиков, о том, что такой портал вообще существует, знают... не более 5 % населения, подключенного к сети.

Но чиновники объясняют эти проблемы системными сложностями. К примеру, кроме наполнения портала госуслуг, по мнению директора департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Константина Носкова, основная задача текущего момента: создание инфраструктуры доступа. От специальных инфоматов (электронно-справочных терминалов самообслуживания, «залинкованных» на портал госуслуг) до специальных проектов по цифровому ТВ, где с помощью HD-телевизоров и скоростного канала доступа в Сеть можно будет тоже выходить на портал госуслуг.

 

 

А вот с развитием портала госуслуг есть определенные сложности. Как известно, всего существует пять вариантов развития электронных сервисов, так вот для значительной части из десятков приоритетных госуслуг самый главный вариант, пятый, на котором предусмотрена не только подача информации через Сеть, но и предоставление ответа в виртуальном режиме, отодвинут на 2012-2013 гг. Причем даже реализованные услуги для частных пользователей вполне спокойно могут «лежать» месяцами, как это происходит с сервисами ГИБДД – большинство из них находится на сторонних площадках, повлиять на которые «Ростелеком» просто не может.

Правда, отрадным можно считать тот факт, что для авторизации пользователей наконец-то предполагается использовать единую электронную карту. Тогда гражданам не будет необходимо запоминать десятки паролей и учетных записей: все государственные системы будут «узнавать» его автоматически. Кроме идентификации личности, по мнению чиновников Правительства РФ, на такой карте должно находиться социальное приложение, медицинское, транспортное, страховое и, конечно, банковское. Кстати, Сбербанк, Уралсиб, и банк «Акбарс» уже начали пилотные проекты в Татарстане, Башкортостане и Астрахани – именно с такими картами. Правда, предварительные результаты будут озвучены... только в конце 2010 года.

 



Определенные «подвижки» наблюдаются и с законодательной базой. К примеру, во многих муниципальных услугах законодательно закреплено, что подтверждением платежа является только бумажная квитанция из банка. А оформить заявку можно только при личном присутствии с паспортом. Хотя вторую проблему, скорее всего, снимет свежеподготовленный закон и электронной цифровой подписи, надежды на прохождение которого в Госдуме в летнюю сессию достаточно высоки. Кроме того, во втором чтении в Госдуме находится закон «О государственных услугах», проект которого давно можно найти в Сети. «С его помощью мы создает кнут для органов госвласти, – увлеченно говорил Константин Носков, – это будут жесткие (временные) рамки, которые будут заставлять их автоматизировать все подведомственные им госуслуги. По сути, все госуслуги, реализация которых не запрещена прямо, должны быть предоставлены в электронном виде. И как можно быстрее».

Основа документооборота

Разумеется, дежурными фразами чиновники обозначили, что в самом скором времени, а точнее, как отмечал премьер-министр РФ г-н Путин, с 2011 года, им будет запрещено требовать от граждан ту информацию, которая уже содержится в базах данных государственных органов власти. Возможно тогда, наконец, прекратиться беготня заявителей между различными органами госвласти, в каждом из которых им необходимо получить справку с печатью.

 



Правда, основная проблема в реализации этого проекта – отсутствие единой системы СЭД между органами госвласти. Как известно, сейчас в госорганах используется ряд систем. Наиболее популярная – система «Дело» от разработчика «Электронные офисные системы», которая в некоторых регионах стала стандартом де-факто. Также в некоторых госучреждениях используются такие платформы, как Ditrectum, DocsVision, CompanyMedia (компания «ИнтерТраст»), «Босс: Референт» (компания «АйТи»). Кроме того, компания «КРОК» продвигает свою систему на базе EMC Documentum, и в этом же направлении сейчас активизируется «Ситроникс» со своим решением в области СЭД. Поэтому сейчас все чаще говорят об организации межведомственного документооборота (МЭДО), когда существует шлюз, который «понимает» различные системы. Сейчас реализован пилотный участок, который проводится при участии ФСО как ИТ-заказчика и охватывает три министерства (см., например, новость раздела СЭД от 22 апреля 2010 г.). Что касается решений МЭДО, доступных на рынке, то сейчас на нем представлено решение от той же компании ЭОС «Сервер межведомственного документооборота» (МЭД), который может работать как с СЭД «Дело», так и с СЭД других производителей (см., например, интервью с компанией ЭОС ).

Важная часть МЭДО – электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Здесь же пионером опять выступает ЭОС, которая предлагает сейчас ПО EdSign, которая существует в виде надстройки для Microsoft Word и реализует ЭЦП на новом уровне – фактически в виде росчерка «виртуального пера». При этом, работая с электронным документом, пользователь EdSign получает возможность реализовывать те же процедуры обработки и подписания документа, которые применяются для бумажных документов. Процесс подписания происходит в привычном интерфейсе текстового редактора Microsoft Word. Документ, созданный с помощью EdSign, может использоваться в юридически значимом документообороте, а ЭЦП, поставленные в документе, будут эквивалентны собственноручным подписям (см., например, материал «ИТ-класс» раздела ЭОС). Стоит отметить, что все эти решения компания ЭОС представила на форуме «Государственные электронные услуги: приоритеты и условия реализации в России».

Прикладные проекты

Еще один момент, который стоит отметить подробнее, – оплата госуслуг через единый госпортал в режиме онлайн. Во всяком случае, по информации заместителя руководителя Федерального казначейства Алексея Попова, этот режим работы будет доступен уже в следующем году. «Сейчас у нас существует архаичная система оплаты госуслуг частными лицами – она не претерпевала изменения несколько десятков лет, – с пугающей откровенностью рассказывал г-н Попов с трибуны форума. – Причем мы хотим применить подход, примерно аналогичный пополнению счетов мобильных телефонов: не важно с помощью какого способа пользователь переводит деньги, мы должны их принять и указать получателю, за какую услугу они отправлены».

«В настоящий момент в России порядка 40 тыс. администраторов доходов (бюджетных организаций – получателей платежей от граждан – прим. ред.), – продолжал он рисовать сложную картину оплаты госуслуг, – это все от муниципалитетов до региональных подразделений госструктур. Причем по платежам граждан они получают только сводное платежное поручение под конец завершения каждого рабочего дня: там нет ни фамилий, ни назначений платежей граждан. Поэтому приходится требовать бумажные платежки с фиолетовыми печатями. Мы планируем изменить эту систему, связав «всех-со-всеми». Ведь мы же знаем всех этих администраторов доходов – с каждым у нас есть шлюз к СЭД, все они владеют ЭЦП, которые мы признаем. Дело за малым – организовать на нашей базе единого оператора подобной системы госплатежей и обеспечить снабжение получателей всеми реквизитами плательщиков: банки готовы это делать. Дело должно сдвинуться с «мертвой точки» после окончательного вступления в силу закона «О федеральной платежной системе». Уж тогда мы на портале госуслуг с помощью «Ростелекома» сформируем специальный раздел, где гражданин будет видеть все, что он должен бюджету и все свои платежки, даже если он потеряет бумажную квитанцию, чиновники будут «видеть» все его персонифицированные платежи».

 



Кстати, если внимательно послушать представителей регионов, которым к 1 января 2014 года необходимо реализовать 85 муниципальных услуг в электронном виде, то основная проблема, которая их волнует – грамотная постановка задачи. «Мы уже внедрили электронный документооборот, аналог ГАС Управление, ВКС и 69 госуслуг на своем региональном портале, подключили геоинформационную систему, – с грустью в голосе говорил заместитель губернатора Калужской области Максим Шерейкин, – но приходится реализовывать сначала те услуги, по которым готовы административные регламенты. Причем много чего нет для нормальной работы – к примеру, единого классификатора услуг, средств юридически значимой идентификации пользователя, а также, самое главное, автоматизированных информационных систем на уровне регионов».

«Если мы возьмем два портала госуслуг – федеральный, который делает Мининформсвязи и «Ростелеком», и региональный, типовое решение для которого распространяет «Минэкономразвития», – продолжал он с жаром, – то это же разные системы с разным функционалом. И разным интерфейсом. И как доделать это, пока не понятно – к нам регулярно приходят крупные разработчики ПО, и их позиция вполне понятна, она звучит как «мы сделаем что угодно – скажите, что вы хотите». Но большинство регионов просто не знают, как ставить задачу – нет универсального решения, единой платформы для всех». И, похоже, это главная проблема рынка – как отметил один из участников мероприятия в кулуарах «нам надо, наконец, научиться, пользоваться тиражируемыми решениями и не использовать по поводу и без него национальный российский вид спорта – программирование».