Министерство образования Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами губернатора Пермского края и правительства Пермского края сфере деятельности. Проект «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология Web 2.0)», которым министерство занимается по поручению губернатора Олега Чиркунова, считается приоритетным краевым проектом: новым вкладом в развитие качества и доступности образования. Министерство планирует предоставить педагогам, учащимся и родителям комплекс новых информационных услуг: поддержку общения, контактов в социальной сети, возможность вместе делать творческую работу, ведение электронных журналов успеваемости и дневников учащихся, дистанционное обучение.
«Основой нашего проекта станет социальная сеть, объединяющая всех участников образовательного процесса. Такие сети, как «Одноклассники», «в Контакте» продемонстрировали способность обеспечивать простую удобную связь миллионов людей, имеющих общие интересы. Если социальную сеть дополнить инструментами для решения образовательных задач, мы получим мощный фактор развития существующей системы образования в крае. Развивая идеи социальной сети, мы предоставим возможность каждому педагогу и ученику вести личные портфолио достижений. Портфолио ученика будет содержать его рефераты, статьи, фото-, видеоматериалы, отзывы педагогов, свидетельствующие об истории достижений учащегося. Они позволят по окончании школы представить любой заинтересованной стороне существенные доказательства личных успехов в дополнение к оценкам ЕГЭ. Аналогично педагоги смогут накапливать материалы для подготовки к урокам в электронном виде, делая их доступными своим коллегам. Любой информационный ресурс социальной сети оценивается статистикой загрузок и рейтингом, выставляемым пользователями. Эта значит, что наиболее яркие педагоги получат объективные доказательства востребованности личных разработок, и мы сможем создать механизм их финансовой поддержки. Система электронных журналов и дневников улучшит контроль образовательного процесса со стороны родителей. Помимо оперативной информации об успеваемости и посещаемости занятий, родитель получит возможность прямого взаимодействия с каждым педагогом посредством обмена электронными сообщениями. В свою очередь, и школа сможет связываться с родителями, вести обсуждение насущных вопросов самоуправления посредством стандартных сервисов группой работы в сети. Образовательное содержание информационных услуг сети мы планируем развить с помощью дистанционного обучения», - сообщал в рамках одного из своих докладов заместитель председателя правительства Пермского края Анатолий Зубарев.
Моделью будущего портала краевой социальной сети является интернет-портал web2perm.ru, созданный компаний Edgestile (Пермский край, г. Чайковский). Этот разработчик программного обеспечения для ведения бизнеса в Интернете работает на рынке интернет-технологий с 2002 года. В настоящий момент Edgestile продвигает собственную программу создания и управления CMS SiteEdit. Приобретая этот продукт, заказчик получает редактор сайта, редактор изображений, хостинговое пространство, доменное имя сайта и техническую поддержку. С 1 января 2007 года компания выпустила бесплатную версию этой программы SiteEdit Free, и за несколько месяцев ее скачали более 50 тыс. пользователей из разных стран.
В июне 2008 года министерство образования Пермского края и компания Edgestile в игровой форме познакомили школьников с возможностями, которые дают социальные информационные сервисы Web 2.0. На площадке web2perm.ru ученики 3-8 классов, отдыхающие в пришкольных лагерях, приняли участие в виртуальной игре «Сетевое королевство», которая проводилась с помощью сервисов портала. Игра «Сетевое королевство» включала 5 этапов: «Построй с друзьями виртуальный город и стань его жителем», «Стань гражданином сетевого королевства», «Найди знакомых и друзей в других городах», «Прими участие в подготовке к главному ежегодному событию Сетевого королевства – рыцарскому турниру «В поисках дамы сердца», «Стань участником или наблюдателем турнира, по итогам которого будут выбраны «Звезды королевства».
По убеждению организаторов проекта, участие в подобных играх позволяет ученикам приобрести ряд навыков, требующихся для работы на многих сайтах Интернета, таких как регистрация на сайте, заполнение анкеты, ведение личного блога, голосование, поиск друзей, комментирование новостей и блогов участников сети. Важной частью проекта апробации стала работа с электронным дневником. Как сообщается на сайте web2perm.ru, электронный дневник – это клиент-серверное приложение. На машине пользователя устанавливается и работает клиентская часть этой программы, дающая возможность учителю ввести новые данные об учениках и учебном процессе. А сохраняются все данные, введенные через дневник, на сервере Школьного образовательного портала Пермского края. Каждый ученик, имеющий страницу на сайте, получил сервисы расписания и электронного дневника. В режиме апробации ребята могли лишь смотреть информацию с помощью данных сервисов. Пока еще недоступны режимы комментирования сведений и заполнения полей домашнего задания, то есть, по сути, электронный дневник пока ближе к школьному журналу. В проекте было запланировано использование дневников для мониторинга активности школ и учащихся.
В летней сетевой площадке приняли активное участие 50 школ Пермского края: из Перми, Пермского, Чайковского, Губахинского, Кудымкарского, Чердынского, Сивинского и других муниципальных районов. За время апробации на сайте зарегистрировалось около 1,5 тыс. школьников, из них 750 ребят стали активными участниками: вели свои блоги, публиковали фотоальбомы, писали комментарии. Педагоги 23 школ освоили электронные журналы, в которых выставляли оценки ребятам за их участие в сетевой игре.
Пилотный проект завершился 3 июля 2008 года круглым столом «Подведение итогов апробации социальных сервисов, электронных журналов и дневников», на котором обсуждались результаты апробации возможностей краевого образовательного портала и перспективы его дальнейшего развития. В работе круглого стола приняли участие представители министерства образования Пермского края, руководители и педагоги школ – участников игры, координаторы и методисты проекта, специалисты компании Edgestile. По результатам апробации с учетом всех замечаний и предложений, высказанных участниками сетевой летней площадки, к сентябрю 2008 года было решено подготовить техническое задание на разработку краевого образовательного портала, который начнет свою работу 1 января 2009 года. Портал сделает доступными электронные дневники и журналы, социальные сервисы для публикаций школьных проектов, проведения конкурсов, акций, создания портфолио для каждого учащегося и педагога всех школ Пермского края.
Отметим, что Edgestile участвовала и в других образовательных проектах. Например, компания оказывала помощь в проведении пермского городского фестиваля интернет-технологий «Кл@ссный сайт», который проходил в период с 22 мая по 12 июля 2008 года в дистанционной форме. Фестиваль проводился с целью поддержки и развития детского творчества в сфере интернет-технологий, а также для повышения уровня ИКТ - компетентности всех участников образовательного процесса в городе Перми. Учредителем фестиваля стал департамент образования администрации города Перми. В качестве организатора выступил Исследовательский центр развития системы образования города Перми. Награждение лауреатов фестиваля пройдет 25 августа 2008 года. Победители будут определяться по семи номинациям: «Лучший сайт школы», «Лучший сайт дошкольного образовательного учреждения», «Лучший сайт учреждения дополнительного образования», «Лучший сайт ученика», «Лучший сайт класса», «Лучший сайт учителя» и «Лучший семейный сайт». Кроме того, 6 февраля 2008 года факультет переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Пермского государственного педагогического университета совместно с Edgestile провели практический курс «Интернет в образовании. Создание школьных сайтов на основе программного комплекса Edgestile SiteEdit».