Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
вторник, 3 декабря 2024

IV Mobile Software Forum, дни второй и третий. Дистрибуция и разработка мобильного софта

Второй и третий день форума разработчиков мобильного ПО – IV Mobile Software Forum, – завершившегося 16 июля в Одессе, были посвящены различным каналам дистрибуции таких приложений. Серьезное внимание было уделено и специфике работы с каждой платформой, а также особенностям продвижения разработок для каждой из них. Общий итог – наиболее «денежную» экосистему удалось создать именно Apple, далее по привлекательности следует Ovi Store Nokia. При этом Windows Mobile постепенно теряет свои позиции, но, возможно, выход Windows Phone 7 исправит ситуацию. При этом экосистема Android, в массе своей заполненная бесплатными приложениями, рассматривается отечественными разработчиками в ожидании ее коммерциализации пока лишь как перспективная.
Напомним, что первый день IV Mobile Software Forum 14 июля 2010 года был посвящен мобильным операционным системам и магазинам мобильных приложений (см. новость раздела Mobile Software Forum от 15 июля 2010 г.).

В настоящее время из-за высокой конкуренции среди разработчиков и слабой отдачи от небольших, но многочисленных каналов продвижения, для того, чтобы приложение окупилось, оно должно быть как можно проще и дешевле. В консьюмерской среде еще можно сделать небольшую, например, несложную, но увлекательную игру, которая в итоге «выстрелит». Однако такой подход просто неприменим к сложным и дорогим бизнес-приложениями. В итоге, по словам директора департамента продуктов для мобильных платформ компании ABBYY Екатерины Солнцевой, разработчики, которые выпускают и мобильные, и десктопные бизнес-приложения (переводчики, картридеры и т. д.), сталкиваются с тем, что между этими двумя ветвями возникает прямая конкуренция. 

Директор департамента продуктов для мобильных платформ
компании ABBYY Екатерина Солнцева

Перед разработчиком возникает вопрос, а нужно ли создавать полнофункциональную мобильную версию приложения, если аналогичная программа для стационарного компьютера приносит на два порядка больше доходов (средняя цена таких бизнес-приложений для обычных компьютеров составляет $50-400, а в мобильных версиях всего $3-10). Поэтому, по мнению Екатерины Солнцевой, уже в скором времени должен появиться целый ряд дорогих бизнес-приложений (на полностью консьюмерском AppStore, например, уже есть навигационные приложения за $80), цена которых от версий для обычных компьютеров будет отличаться уже в разы (а не на порядки, как сейчас). Либо вся дорогая функциональность уйдет в «облако», а продаваться за те же $3-10 будет лишь пользовательская оболочка. Однако в последний сценарий пока верится трудно, особенно в его применимость для России – из-за длительности процесса проникновения ШПД в регионах. Тем не менее проблема существует и разработчики ее будут решать тем или иным способом, а пока г-жа Солнцева поделилась специфическими каналами продвижения мобильных бизнес-решений ABBYY: наиболее интересным каналом для компании являются магазины Duty free и продажи в самолетах на международных рейсах «Аэрофлота», где проблема ценообразования уже не стоит.

В то же время, по мнению разработчиков, класс бизнес-приложений уже сформировался, однако средняя цена приложений для массового рынка и бизнеса может различаться в разы, но не на порядки. Например, если в полностью консьюмерском AppStore средняя цена приложения не превышает $5, то в онлайн-магазине BlackBerry App World, известном, прежде всего, своей бизнес-направленностью, средняя цена приложений составляет $10 (так же как у Symbian). 

Что касается других каналов продаж, то для софтверных компаний по-прежнему значимыми остаются собственные онлайн-магазины. Это идеальный канал для продвинутых пользователей, ищущих ПО в Интернете. Однако для того, чтобы в поисковиках компания оказалась на первой странице, нужно очень долго и упорно вкладываться. Еще одним каналом являются порталы контент-агрегаторов и сотовых операторов. Таких партнеров у каждого разработчика действительно много, с каждым приходится вести диалог и предлагать отдельные условия. Поэтому, по словам гендиректора компании Smartphoneware Сергея Симковского, часто затраты себя вообще не окупают и приходится работать вхолостую: «Уже хорошо, если из 50 таких партнеров хотя бы 1 принесет деньги». Например, телефоны Nokia очень популярны на развивающихся рынках, и здесь нужно правильно выбрать ценовую политику («не жадничать»). Г-н Симковский рассказывает, что средняя цена их мобильных приложений на рынке Индии не превышает $1 (разработчику достается лишь часть этой суммы в зависимости от канала), а в Австралии на порядок выше – около $8-9. Но за счет массовости и популярности мобильных приложений в активно развивающейся Индии эти два рынка для Smartphoneware равноценны по доходности. 

Гендиректор компании Smartphoneware Сергей Симковский 

Еще пару лет назад сторонние онлайн-магазины были одним из самых важных и одновременно простых каналов продвижения, однако теперь они практически потеряли свою значимость (забирают себе от 30 до 70 % дохода от реализации ПО). В этом плане интересен удачный пример переключения целого ряда компаний с всеобщей увлеченности интернет-продажами на офлайновую активность. Потому что при продаже телефонов мобильное ПО ничем не хуже других сопутствующих аксессуаров. По словам гендиректора компании Softkey (интернет-супермаркет и интернет-дистрибутор программного обеспечения, один из ведущих игроков на российском рынке лицензионного ПО) Феликса Мучника, специфика российского менталитета, напрямую влияющая на интернет-продажи, заключается в том, что основная масса нашего населения просто не доверяет электронным деньгам и банковским картам, храня в реальных кошельках столь же реальные деньги. К тому же человек привыкает покупать в одном месте. 

Поэтому около года назад родился Nokia Retail – проект компании Softkey по офлайновой продаже мобильного ПО в салонах Nokia. В итоге, благодаря продажам face to face, когда каждому клиенту уделялось персональное внимание и разъяснялось, для чего именно ему нужно приобрести тот или иной программный продукт, мобильное ПО стало продаваться в среднем с каждым третьим смартфоном, а средняя цена чека составила $20. Далее Softkey подключил салоны «Премиальных сетей» и «Эльдорадо». Причем в последней сети стало продаваться и ПО для обычных компьютеров, в результате чего средний размер дополнительного чека на различные приложения и программы здесь составляет 1600 рублей. Уже в ближайшее время Softkey планирует распространить успешный опыт и на другие сети ретейла: «М.Видео», Media Markt, «Евросеть», «Связной», «Альт Телеком», «ИОН Цифровой центр» и некоторые другие. 

По словам г-на Мучника, такое «конвергентное» решение, когда покупатель может приобрести в офлайн-магазине отдельный ключ продукта (а скачать с сайта Softkey уже дома) или купить коробочную версию целиком, помогает преодолеть множество проблем. Например, типичные для офлайн-продавцов проблемы в виде задержки с поставкой, затрат на аренду складских помещений, забот по пополнению ассортимента. Или традиционные «узкие места» онлайн-площадок, когда бывает просто невозможно скачать дистрибутив ПО из-за низкой скорости интернет-доступа и слабого проникновения ШПД в регионах или проблем, связанных с оплатой электронными деньгами (боязнь мошенников, неграмотность пользователей и т. д.). При этом гендиректор Softkey отмечает, что сейчас в сети ретейлеров оседает около 30-35 % всех доходов разработчиков мобильного ПО, что недостаточно для полноценной маркетинговой раскрутки и мотивации персонала, реально же необходимо довести долю ретейла до 40-50 %.

Гендиректор компании Softkey Феликс Мучник 

Тем не менее самым прямым и наиболее выгодным для разработчиков мобильного ПО являются онлайн-магазины приложений крупных вендоров и, прежде всего, AppStore (Apple) и Ovi Store (Nokia), а в перспективе Android Market, MarketPlace (Windows Phone 7) и Intel AppUp (Meego). Во всех этих каналах разработчикам отдается 70 % всех доходов, они наиболее прибыльны, посещаемы и востребованы пользователями. Например, глава Apple Стив Джобс в начале июня этого года объявил, что его компания выплатила разработчикам приложений для AppStore около $1 млрд. 

Поэтому по-прежнему наиболее интересным для разработчиков мобильного ПО и, самое главное, прибыльным рынком остается экосистема Apple, и пока даже в среднесрочной перспективе изменения ситуации (с точки зрения чаяний разработчиков) ожидать не стоит. Конечно, здесь наиболее конкурентная среда из-за одного единственного канала AppStore, но и самый высокий процент закачек ПО в расчете на каждое купленное устройство. Однако многие, особенно начинающие разработчики жалуются на то, что если в первые две недели после начала продаж приложение не вошло в топ-25 по какой-либо позиции, то на нем можно смело ставить крест. Тем не менее есть и обратные примеры того, как, используя псевдонезависимую позицию Apple, можно постепенно раскрутить приложение до верхних строчек. Самое главное для разработчиков – попытаться максимально использовать новые возможности iPhone, такие как акселерометр, компас, гироскоп, сверхвысокое разрешение экрана и т. д. Как любая коммерческая компания, Apple напрямую заинтересована в максимизации прибыли от продажи устройств, в том числе и через полное использование новейших функций и технической начинки iPhone. Кроме того, разработчикам следует напрямую работать с блогерами, журналистами, форумами и т. д. Любое интересное ревю нового приложения привлечет внимание наблюдателей и экспертов рынка, что, в свою очередь, заставит и Apple обратить на него внимание. При этом ключевой особенностью этого канала являются огромное количество готовых здесь и прямо сейчас к покупке приложений пользователей (а не потенциальных, как, например, на Symbian). Однако ложкой дегтя здесь является отсутствие Enterprise-возможностей для оптовой покупки приложений, поэтому даже сто копий интересного и востребованного бизнес-приложения заказчику придется покупать по отдельности и с разных аккаунтов (и счетов), что практически отрезает AppStore от использования бизнес-средой. 

Около половины всего мобильного контента в России составляют Java-игры.
Данные компании i-Free

Экосистема Symbian для многих разработчиков мобильного ПО по-прежнему является вторым по значимости рынком. Хотя он и весьма специфичен: огромное количество устройств и их типов в самых разнообразных рыночных нишах, но с самым низким процентом покупок ПО в расчете на одно устройство. Поэтому стратегической задачей для той же Nokia сегодня является увеличение этого процента, а как следствие – и активизация интереса разработчиков к самой платформе. Но из-за большого числа каналов продаж разработчикам на распространение и продвижение ПО на рынке Symbian требуется даже больше ресурсов, чем на его разработку. Однако рынок продолжает оставаться предсказуемым, а небольшие доходы от каждого канала в отдельности компенсируются их количеством. По словам Сергея Симковского из Smartphoneware, зарабатывать на рынке Symbian могут как опытные разработчики, так и новички. При этом если действительно качественно созданный продукт не будет активно продаваться в первые два месяца, это совсем не значит, что на нем можно ставить крест: постепенно за один-два года (столько в среднем продается продукт для этой платформы) он, как хорошее вино, обязательно раскрутится. Будущее мобильных приложений от Nokia – это совместная с Intel платформа Meego, первые устройства на которой появятся уже в конце 2010 года. Хотя эта операционная система и разрабатывается как открытая, предполагается, что наибольшим преимуществом здесь все же будет пользоваться именно Nokia, так как платформа очень близка к Maemo и является ее эволюцией. Из-за путаницы, вызванной большим количеством ОС, Nokia, помимо Meego, рекомендовала разработчикам мобильного ПО сконцентрироваться также и на ОС S60 touch, как наиболее перспективной.

Средние цены на ПО для мобильного сегмента
и обычных компьютеров. Данные компании ABBYY

Что касается Windows Mobile, то, по мнению собравшихся на IV Mobile Software Forum, рынок приложений для платформы в ее сегодняшнем виде постепенно умирает вообще, так как продажи ПО, как и самих устройств за последний год рухнули вниз. Например, по словам гендиректора компании Smartphoneware Сергея Симковского, еще год назад около 10 продуктов, разработанных под платформу Windows Mobile, приносили компании 10-15 % всех доходов, но сейчас практически не приносят ничего. Тем более что Microsoft отказался от поддержки приложений под 6.5 и ниже на новых устройствах под Windows Phone 7. Разработчики пока не делают ставки на эту платформу, дожидаясь реального старта продаж (конец этого – начало следующего года). При этом вплоть до настоящего времени покупатели устройств на Windows Mobile понимали, что они приобретают именно мобильный компьютер, и большая часть из них была готова к установке туда дополнительного ПО. Но Microsoft, глядя на оглушительный успех Apple, не смог удержаться от его копирования и внезапно метнулся в сторону консьюмерских устройств для массового рынка, сделав основной упор в Windows Phone 7 именно на социальные сети, всестороннее общение и мультимедиа, уйдя в итоге из бизнес-сегмента – основного «хлебного» для него места. Именно поэтому пока разработчики мобильного ПО особых ставок на платформу не делают.

К Android разработчики также все еще присматриваются. Да, он растет, появляется много устройств на его основе, но пока здесь нельзя заработать серьезных денег из-за вездесущей бесплатности и принципиальной позиции Google (зарабатывайте на рекламе в бесплатных приложениях – но рынок мобильной рекламы только формируется). Разработчики действительно рассматривают возможность создания приложений под Android, но только лишь как перспективную. Любая коммерческая компания должна получать прибыль от своего ПО, поэтому пока компании максимально используют возможности платформ Symbian и Apple. К тому же ситуация с Android во многом сходна с Symbian, когда сама платформа не всегда ассоциируется с Andorid Market (Ovi Store), и существует множество альтернативных каналов продаж со всеми вытекающими отсюда последствиями. В то же время всеми участниками форума было отмечено, что ориентироваться лишь на одну из перечисленных платформ не нужно – следует выбрать несколько стратегических направлений для развития. В большинстве случаев сейчас это точно Apple и Symbian и, возможно, BlackBerry (AppWorld), а в перспективе – Andorid и Meego (Intel AppUp). Поддержка Windows Phone 7 российскими разработчиками мобильного софта будет оказана лишь в случае успешного старта продаж устройств на его основе.