Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
воскресенье, 24 ноября 2024

Точка кипения

В Поволжье активно строятся магистральные сети передачи данных. В крупные города приходят конечные интернет-провайдеры федерального масштаба. Последствием такой экспансии станет бурный рост регионального интернет-рынка

Компании «ЭлТел», Golden Telecom, сотовые компании готовы предложить поволжским операторам сети передачи данных, альтернативные уже имеющимся, и тем самым разрушить сложившуюся в макрорегионе дуополию «Ростелекома» и «Транстелекома». Услуги последних местные операторы связи и интернет-провайдеры покупают, чтобы обеспечить стабильность передачи данных. Альтернативные провайдеры — такие как Equant (сейчас работает под брэндом Orange) и «РТКомм.РУ» — посредники на этом рынке. Они работают с сетью магистральных операторов на правах аренды и всего лишь перепродают их трафик.

Разрушить дуополию технически — используя, например, вместо волоконно-оптических систем (ВОЛС) спутниковые каналы, — не представляется возможным: по надежности и стабильности они существенно уступают магистральным ВОЛС. Нужны новые крупные игроки.
Игра на понижение

В ситуации, когда покупатель использует две магистральные сети, рынок, по сути дела, заморожен. В первую очередь это сказывается на стоимости трафика: в отсутствие реальных конкурентов последние несколько лет она оставалась неизменно высокой.

С приходом в регион альтернативных «Ростелекому» и «Транстелекому» магистральных операторов логично ожидать, что тарифы на трафик начнут падать. Если, конечно, компания действительно намерена работать именно в этом качестве, а не строит сеть для повышения рентабельности собственного розничного бизнеса. Так, к примеру, поступил Golden Telecom: приведя собственную сеть в Нижний Новгород, он не стал вести агрессивную ценовую политику на магистральном рынке, а значительно увеличил свою прибыль от розничных проектов за счет экономии на аренде магистральных каналов у других владельцев.

Зато обрушить цены в Нижнем Новгороде смог питерский «ЭлТел», пришедший в регион со своей сетью на магистральные каналы. По словам участников нижегородского рынка, цены на нем снизились приблизительно в два раза.

На такой конкурентный шаг способны и другие игроки — свои ВОЛС создают сотовые компании. В частности, это «ВымпелКом», уже построивший совместно с компанией Golden Telecom участок сети Москва — Нижний Новгород, и «МегаФон», который в 2007 году запустит магистраль Москва — Пенза — Самара. Кроме того, региональная дочка федерального «МегаФона» — «МСС-Поволжье» — строит оптоволоконное кольцо, соединяющее крупнейшие поволжские города (уже сданы в эксплуатацию участки Цивильск — Ульяновск — Димитровград — Тольятти — Самара, Уфа — Белорецк и Самара — Саратов).

По словам генерального директора «МСС-Поволжья» Валерия Ермакова, кроме транзита собственного трафика, эти магистральные линии будут сдаваться в аренду другим операторам связи, при этом цены будут примерно на 20% ниже рыночных.

По предположению старшего консультанта аналитической компании iKS-Consulting (Москва) Константина Анкилова, такая ценовая политика оператора позволит развиваться бизнесу крупных провайдеров, не имеющих собственных ВОЛС. В первую очередь речь идет об интернет-провайдерах.

Скрытая монополия заканчивается

Сегодня интернет-провайдеры от 20 до 50% всех своих расходов тратят на аренду магистральных каналов, ведь большинство популярных сервисов Всемирной паутины находится в Москве. А потому, снижая цены на свои услуги, магистральные провайдеры напрямую влияют на доходность розничной продажи трафика.

Однако цены на конечном рынке падают гораздо медленнее. «Снижая стоимость услуг, мы не видим ощутимого снижения цен на конечном рынке и не чувствуем роста его объемов», — сетует Максим Кутузов. «Часто конечные провайдеры просто не пересматривают тарифы для клиентов и получают все большую маржу», — поясняет старший консультант аналитической компании J’son&Partners Григорий Бетсков.

Причиной происходящего является, на наш взгляд, скрытая монополия конечных провайдеров: по целому ряду технических причин их пользователи фактически лишены выбора и не имеют возможности менять поставщика услуг по собственному усмотрению.

Например, с одним жилым домом работает только одна кабельная компания или на обслуживающей его АТС стоит ADSL-стойка только одного провайдера. Таким образом, клиент делает выбор, исходя не из цены и потребительских качеств услуги, а из технической возможности.

Но с повышением уровня проникновения Интернета ситуация будет меняться, как это произошло на наиболее развитых региональных рынках — в Нижегородской и Самарской областях, а также в Республике Татарстан. По оценке аналитиков, объем рынка доступа к Интернету в каждом из этих регионов составляет 300 — 500 млн рублей в год. Там конкурируют крупнейшие провайдеры. Так, «ВолгаТелеком» развивает телефонную сеть для предоставления интернет-услуг и интенсивно продвигает технологию ADSL, обеспечивая многочисленным владельцам домашних телефонов возможность широкополосного доступа в Интернет. А пермская компания «ЭР-Телеком» вывела на поволжский рынок брэнды «Диван-ТВ» (кабельное телевидение) и «Дом.ru» (доступ в Интернет по выделенной линии).

Такое развитие событий придает конкуренции в сфере доступа в Интернет рыночный характер. Об этом свидетельствует, в частности, вывод на рынок «ВолгаТелекомом» безлимитных тарифных планов для физических лиц, спровоцировавший пользователей Всемирной паутины на смену провайдера.

«Региональные рынки интернет-услуг сейчас находятся на этапе, подобном середине 90−х годов прошлого века в развитии сотовой связи в России, — отмечает Константин Анкилов из iKS-Consulting. — Но уже скоро они войдут в ХХI век — с низкими ценами и большим количеством пользователей». Для поставщиков услуг, в частности небольших местных компаний, это означает необходимость менять ценовую политику. В противном случае они будут просто «раскатаны» компаниями федерального масштаба, которые проявляют все больший интерес к Поволжью.

Помимо сотрудничества с выходящими на поволжский рынок альтернативными магистральными операторами у интернет-провайдеров есть еще один ресурс для снижения цен. Речь идет о создании внутрирегиональных сетевых ресурсов, не требующих участия магистральных провайдеров в передаче данных: генерация большого объема трафика внутри сетей провайдеров позволит — за счет снижения затрат на аренду каналов — сделать цены более доступными. К тому же это может вызвать встречный интерес у владельцев магистралей. Они будут заинтересованы получить из своих сетей доступ к крупным источникам трафика по оптимальному маршруту.

Василий Каснакин

Тематики:

Ключевые слова: