В конце прошлого года оператор сотовой связи Tele2, действующий в более чем 20 регионах России, запустил несколько тарифных предложений, которые можно было бы назвать демпинговыми. Оператор рискнул снизить цену на связь между абонентами мобильных сетей ниже себестоимости. Декларированная сейчас операторами цена на интерконнект составляет 95 коп. Меж тем в Tele2 абонентам предлагают тарифы, где стоимость минуты - в разы ниже. Таким образом Tele2 вышла на очередной виток активного наращивания абонентской базы.
Практически во всех регионах своего присутствия оператор ввел предложение "Нокаут", которое только в Петербурге покрывает стоимость интерконнекта - здесь Tele2 берет с абонентов 95 коп за любой исходящий звонок внутри региона, в других областях цены гораздо ниже, например, в Кемерово стоимость звонка на аналогичном тарифе всего 30 коп/мин. Помимо "Нокаута" в Нижнем Новгороде, например, появились два тарифа "Экстра", на одном из которых звонки на мобильные номера сотовых операторов региона обойдутся абонентам в 25 коп, а на тарифе "Экстра 5" и вовсе в 5 коп.
При этом оператор пошел и на еще один оригинальный шаг, сохранив в некоторых регионах формулировку "плата за соединение" от которой отказались операторы "большой тройки" после претензий к ним со стороны ФАС. Впрочем, даже учитывая плату за соединение, созданные тарифы не приносят оператору прямой прибыли, являясь заведомо убыточными. В самой компании это мотивируют желанием привлечь как можно больше абонентов. " Конечно же, мы не будем действовать себе в убыток. Низкая стоимость минуты разговора в "Нокауте" компенсируется другими тарифам и услугами. Речь идет о так называемом перекрестном субсидировании - известном приеме, который используют все участники телекоммуникационного рынка, в том числе и наши конкуренты. Если же говорить о клиентах, они стали еще активнее подключаться к Tele2", - разъясняет тарифную политику компании пресс-секретарь Tele2 Денис Козин.
Достаточно спокойно на инициативы конкурента отреагировали и операторы сотовой связи. "Это право оператора, устанавливать тарифы на свое усмотрение, мы не планируем, как-то изменять свою тарифную политику в регионе", - отмечает директор по маркетингу компании "МТС-Поволжье" Мария Курова. " Региональные операторы в основном и живут, используя подобные приемы. Мы не считаем, что компания как-то нарушила закон, и не планируем заявлять на Tele2 в какие-либо инстанции, так как рассчитываем на прямые переговоры. Если кто-то склонен "рушить" рынок, то он должен осознавать что это в итоге невыгодно ни ему, ни его партнерам по бизнесу и подобным ценообразованием оператор может загнать себя в ловушку. Вопрос в том, каким образом оператор будет компенсировать себе эти убытки", - предостерегает пресс-секретарь компании "Мегафон" Марина Белашева.
"Tele 2 исторически отличается тем, что ведет демпинговую политику. Поскольку они выходили на рынок Поволжья последними, им больше ничего и не оставалось. Для нас важно не уронить цену, а сохранить качество обслуживания при доступных ценах", - соглашается с коллегами пресс-секретарь "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн") в Поволжье Марина Матясова.
В тоже время аналитики положительно оценили методы работы Tele 2. "Я думаю что формулировка "плата за соединение" у оператора осталась скорее по недосмотру и они скоро ее сменят. Что же касается демпинга, то судя по всему он оправдывает себя. Tele 2 сейчас растет быстрее рынка и это выражается как в приросте абонентов так и в росте доходов компании. Оператору удалось научится работать с низкодоходными клиентами", - отмечает аналитик J'son&Partners Ирина Астафьева.
ВИКТОР ЛОГИНОВ