Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
пятница, 22 ноября 2024

Спор о билете/ Общественники пожаловались ФАС и Роспотребнадзору на электронные проездные

Региональная общественная организация «Общественный транспорт в Самарской области» направила в УФАС и Роспотребнадзор по Самарской области заявления о незаконном, с их точки зрения, введении электронной транспортной карты на территории Самары. По мнению общественников, введение новых условий проезда является нарушением законов «О защите конкуренции» и «О защите прав потребителей». В мэрии считают, что у организации нет шансов доказать свою правоту.

Региональная общественная организация «Общественный транспорт в Самарской области» обратилась в Управление федеральной антимонопольной службы по Самарской области и региональное управление Роспотребнадзора с заявлением о незаконности введения транспортных карт на территории Самары. С 1 июля в Самаре стартовал проект «Электронный проездной», согласно которому к концу 2008 года город постепенно должен перейти от использования сезонок, бумажных билетов и единых социальных проездных билетов на муниципальном общественном транспорте к пользованию пополняемой электронной транспортной картой. Стоимость электронного проездного, который уже имеется в продаже, составляет 100 руб. Чтобы воспользоваться проездным, необходимо внести деньги на счет карты, которые при проезде будут считываться специальным прибором — валидатором, имеющимся у кондуктора, и поступать на единый расчетный счет. В январе 2009 года стоимость проезда на муниципальном транспорте будет повышена до 15 руб., однако, как обещают чиновники мэрии, владельцы транспортных карт по-прежнему будут ездить по старым тарифам, равным 9 руб. за поездку.

Члены общественной организации считают, что введение новой системы нарушает ряд федеральных законов. Так, статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия доминирующего хозяйствующего субъекта по устранению конкуренции и ущемлению интересов других лиц, а также установление необоснованных цен на один и тот же товар. «Муниципальный городской транспорт явно занимает доминирующее положение на рынке пассажирских перевозок. Кроме того, на городском транспорте по-прежнему будут работать кондукторы, поэтому технических и экономических причин для установления завышенной стоимости проезда при оплате наличными деньгами нет», — говорится в заявлении общественников. Заявители также ссылаются на статью 16 закона «О защите прав потребителей», которая регламентирует право на свободный выбор потребителя и устанавливает запрет на обязательное приобретение товаров и услуг. «Фактически покупка пластиковой карты является навязанной услугой», — считают в общественной организации. В Роспотребнадзоре „Ъ“ сообщили, что заявление будет рассмотрено в течение месяца. «Эта практика для нас новая, нужно посмотреть, сделать соответствующие запросы», — сообщил заместитель руководителя ведомства Владимир Жернов. Получить комментарий УФАС на момент подготовки материала „Ъ“ не удалось.

В администрации Самары считают, что у организации нет шансов доказать свою правоту. «Такая система уже введена во многих регионах. Перенимая их практику, мы думали о законности ее введения», — говорит руководитель управления информации и аналитики мэрии Самары Елена Лебединская. По мнению частных перевозчиков, введение новой оплаты проезда не отразится на их конкурентоспособности. «Мы тоже будем использовать валидаторы. Новая система оплаты сделает более прозрачным механизм выплаты выпадающих доходов из городского бюджета, поскольку каждая выплата будет четко фиксироваться», — говорит генеральный директор ООО «Группа Март» Петр Барсуков.

По мнению адвоката Александра Паулова, жалоба общественников не обоснована. «В московском метро транспортная карта действует десятилетия, и ни у кого вопросов не возникает. Что касается тарифов, наверняка в мэрии были произведены необходимые расчеты, да и новый тариф не кажется завышенным. Не нарушен также закон о защите прав потребителей. У гражданина есть пластиковая карта, которая при возникновении претензий по качеству обслуживания, будет действовать в суде как доказательство», — считает он.

Любовь Шрамко