ГИС-сервисы в жизни людей сегодня
Виктор Рудой, директор департамента по привлечению контента и взаимодействию с сообществами RU&CIS компании HERE Technologies: «Люди пользуются ГИС-сервисами каждый день, хотя порой даже об этом не догадываются: заказывают еду, такси, ищут адрес того или иного объекта на карте, а без навигатора многие сейчас уже не представляют езду на автомобиле. Все эти примеры и являются иллюстрацией того, что такое ГИС-технологии и как они используются в нашем быту. Но это не всё. ГИС-технологий часто помогают шире взглянуть на мир вокруг нас: мы можем оценить район, в котором живём, получить комплексную оценку инфраструктуры, составить экологические карты и пр».
Искандер Бариев, проректор — начальник управления проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис: «Геоинформационные технологии — комплекс информационных технологий, отвечающих на любой вопрос в контексте местоположения, а именно — где. Где происходят незаконные вырубки, где не поставлены объекты на кадастровый учёт, где открыть магазин, где могут возникнуть экологические проблемы. ГИС-технологии помогают нам общаться, быстро ориентироваться в пространстве и находить ответы на любые вопросы с позиции где.
За счёт интеграции с мировыми ИТ-трендами — искусственный интеллект, Большие данные, VR, дроны и роботы — геоинформационные технологии отходят от классического понимания карты, трансформируясь в многоцелевые решения и охватывая почти все сферы человеческой деятельности: от девелопмент до индустрии развлечений. Высокоточные 3D-модели территорий и VR-технологии активно используются архитекторами, дизайнерами и разработчиками игр».
Алексей Кучейко, генеральный директор компании Рискат: «ГИС-технологии — попытка смоделировать Землю, как можно точнее приближаясь к реальным характеристикам».
Вадим Кузнецов, заместитель директора по инновациям компании Финко: «Наша компания оказывает услуги по беспилотном у мониторингу нефте- и газопроводов. В России огромное количество этих труб и они нуждаются в постоянном контроле. Например, кто-то может сделать врезку в трубу и воровать бензин, кто-то может построить или начать копать траншею в охранной зоне. Раз в неделю или раз в месяц, в зависимости от потребностей заказчика, мы летаем по всему маршруту. Над этим трудятся 50 бригад, в среднем у нас выходит 70 тысяч км налёта в месяц. После полёта данные обрабатываются специалистами-дешифровщиками. Но мы внедряем технологии обработки данных с помощью искусственных нейронных сетей, которые в автоматическом режиме находят автомобили, здания, и прочие нарушения. Обработка 2 000 фотографий таким образом занимает 25—30 минут, после чего отчёт передается заказчику».
Иван Иванов, исполнительный директор BST Digital: «Информация в ГИС-сервисы поступает на основе данных мобильных операторов, которые по сигналам сотовой связи определяют, работаете вы в данном месте, живёте или просто проезжаете мимо, пол, возраст и доход.
По GPS-сигналам мы получаем данные по объему трафика пешеходного или автомобильного, предпочтениях людей. Распознавание космических снимков позволяет дополнить традиционные источники данных по домохозяйствам, количеству магазинов, парковок и объектов притяжения трафика, вплоть до удалённых территорий. Данные ОФД позволяют понять, сколько люди тратят на разные категории продуктов и услуг в разных микрорайонах. ГИС-технологии на базе искусственного интеллекта помогают бизнесу точно спрогнозировать выручку алгоритмами машинного обучения, определить, в каком конкретном здании в городе лучше всего открыть их магазин, ресторан, заправку или любую торговую точку, сколько точек всего оптимально открыть в районе и городе с учётом уже открытых точек в сети».
Артур Хасиятуллин, коммерческий директор компании Trace Air: «ГИС — карты в оцифрованном виде, которые помогают ориентироваться в пространстве. Чтобы эти данные попали на карту, используется много технологий: беспилотники, оцифровка изображений, создание 3D-цифровой копии территории.
Мы делаем 3D-цифровые копии территории для строительных компаний. По ней они могут понять, какую работу они уже сделали, что ещё предстоит сделать, что идёт не так. И всё это можно посмотреть с любого гаджета удалённо. Благодаря такому контролю застройщики быстро исправляют ошибки и составляют план по дальнейшей работе, это сокращает издержки производства и сроки сдачи объектов».
ГИС-отрасль в России и в мире
Вадим Кузнецов: «На нашу работу серьезно влияет текущее законодательство по получению разрешений на полеты и рассекречиванию материалов аэрофотосъемки. Это проблема, так как мы не можем сразу отдать всю информацию заказчику, её сначала проверяет генштаб, это задерживает нас на месяц—два. Плюс перед съёмками нам надо получить разрешение на использование воздушного пространства управляющих органов. Из-за этого дорожает и усложняется весь процесс. В США с точки зрения законодательства использовать беспилотники намного легче».
Виктор Рудой: «Российская ГИС-отрасль не сильно отстаёт от зарубежных, но есть проблема с продвижением самой технологии для внутреннего рынка. Часто людям сложно объяснить, что такое ГИС, для чего необходимо её внедрение в производственные процессы и какой экономический эффект от этого получит бизнес. При этом есть много примеров успешных отечественных ГИС-продуктов, востребованных за рубежом».
Искандер Бариев: «По оценкам Geospatial Industry Outlook & Readiness Index 2018 Edition (ред. — https://geobuiz.com/geobuiz-2018-report.html), Россия входит в топ-20 стран с высокой готовностью внедрять и развивать геоинформационные технологии. В стране есть сильные научные школы и инфраструктура. Но мы отстаём от лидирующих стран — Европы и Северной Америки. ГИС-технологии — наукоёмкая отрасль и на её развитие и внедрение требуются значительные финансовые вложения.
В сравнении с мировым рынком в России заметны глобальные тренды. Но это пока частные проявления, которые реализуются локально в регионах или для какой-то одной отрасли и даже одного сегмента потребителей. Сильные позиции наша страна занимает в развитии беспилотных летательных аппаратов и сервисов фотограмметрической обработки данных дистанционного зондирования Земли. Компания Ракурс, входящая в консорциум масштабного проекта Университета Иннополис «Цифровая модель Республики Татарстан», работает в 80 странах мира. На мировом рынке лидерами являются Digital globe, Airbus, и недавний стартап Planet, позволяющий получать данные о Земле в ежедневном режиме».
Алексей Кучейко: «В России ГИС-отрасли мешает развиваться общая неразвитость малого и среднего бизнеса, из-за чего у нас нет конкуренции на рынке. Сегмент B2C в картографическом контенте развивается, но там фигурируют только крупные игроки, с которыми сложно соревноваться ГИС-стартапам. У нас огромная страна со сложным климатом и мы только на 6 месте по числу спутников с аппаратной съёмкой Земли. Всю территорию России невозможно снять за целый год из-за большой территории, снега и облаков, для полной картины приходится использовать архивные снимки. Далеко вперёд в области геоинформационных систем ушли Япония и Сингапур, потому что это маленькие государства, контролировать территорию которых гораздо легче. Их скорее всего мы не сможем догнать по точности съёмки всей страны».
Иван Иванов: «У нас есть свои технологии, у которых, как мне известно, нет полноценных зарубежных аналогов. Наша компания разработала BDM (business development management) платформу по развитию бизнеса, которая помогает сетевому ритейлу определять, в каких местах выгоднее открываться и за какие товары на данной точке люди готовы отдавать деньги. Весь процесс автоматизирован, информацию обрабатывают роботы».
Артур Хасиятуллин: «В России рынок ГИС-технологий созрел, мы не сильно отстаём от Америки, Китая и Европы. За рубежом больше компаний, у них больше опыта и технологии приживаются лучше — там уровень зрелости клиентов выше. У нас те области, которые можно было быстро оцифровать, диджитализировались. Но есть области-динозавры, которые в виду нашего менталитета, сложности процессов и погодных условий, сложно перевести в цифровой вид. Одна из таких областей — строительство. Нам приходится лично ездить на все стройки, чтобы посмотреть, как работает компания и как конкретно ей сейчас можно помочь. Людей приходится приучать к новым технологиям».
ГИС-отрасль в будущем
Вадим Кузнецов: «В будущем планируется сделать беспилотные аппараты абсолютно беспилотными, потому что сейчас в их запуске всё равно участвуют два оператора. Мы сейчас работаем над системой, которая обеспечивает автоматический взлёт и посадку и в дальнейшем в составлении полётных заданий будет активно использоваться искусственный интеллект».
Виктор Рудой: «Сейчас много говорят про технологии автономного вождения автомобилей. Мы считаем, что в основе беспилотного транспорта должна лежать высокоточная карта, получаемая из облака. Это поможет автомобилю видеть, что происходит за 100, 200, 500, 1000 метров от него, и делиться информацией с другими участниками дорожного движения. Автомобили научатся общаться друг с другом, смогут предупреждать об опасностях на дорогах и на основе этого спланировать своё поведение. Это снизит уровень ДТП, уровень пробок, загрязнение воздуха и в целом повысит безопасность на дорогах.
Основные вызовы, которые стоят перед индустрией геолокации сегодня — возможность объединения данных из самых разных источников информации и своевременное обновление карты. Именно для этого нам нужно научиться работать с Большими данными.
Одним из интересных вариантов применения ГИС-технологий в будущем может стать рынок страхования. Страховые компании могут отслеживать поведение водителей на дорогах и в зависимости от полученной информации оценить стоимость предоставляемых услуг. Например, если человек склонен к агрессивному типу вождения, но стоимость страховки вырастет. Что касается медицинского страхования, то можно оценивать условия проживания и работы человека и исследовать карту распространённых заболеваний».
Искандер Бариев: «Сегодня мы находимся на стадии трансформации рынка ГИС и ДЗЗ, в точке перехода к новым бизнес-моделям, ориентации на новые задачи. Глобально можно выделить тренды на автоматизацию обработки и анализа геоданных, на дальнейшую интеграцию ГИС-технологий с другими решениями для бизнес-анализа, обороны и безопасности, маркетинга, беспилотного транспорта, где ГИС выступают подсистемой. И развитие облачных технологий, переход к моделям, предлагающим пользователям самим выбрать необходимый набор решений — потребитель выбирает только нужную ему технологию в нужное ему время».
Алексей Кучейко: «В будущем мы перейдём от работы с одиночными снимками к работе с покрытиями. Тогда заказчикам покупать надо будет не снимок, а доступ к базам. Также развивается технология глубокой переработки данных, когда можно будет оценить глубину водоёмов, спрогнозировать урожайность на основе информации с полей и отправить дроны полить пересохшие участки, дав команду с планшета или телефона. Эту технологию ещё можно использовать в судоходстве, отслеживая нелегальные судна на территории, следить за месторождениями, свалками. Глубокая переработка данных даст полное администрирование территорий».
Иван Иванов: «Для ритейлеров мы видим развитие сервиса в части наполнения точек оптимальным ассортиментом по оптимальным ценам с учётом локальных конкурентов и профиля локального спросам, например, мангалы лучше продаются рядом с парками или по дороге на дачу. Если вы продуктовый супермаркет, а рядом с вами открылся магазин фермерского молока, вам нужно учесть это при планировании ассортимента по молочным продуктам и в ценовой политике».
Артур Хасиятуллин: «Мы видим несколько путей развития ГИС-отрасли в будущем. Геотрекинг людей, чтобы работодатель на опасном производстве видел, где находятся его работники и в каком они сейчас физическом состоянии. В этом помогут умные каски с GPS-датчиками. Вторая тема, над которой мы работаем — беспилотная строительная техника. Человеку нужно будет просто дать задание технике с планшета, например, вырыть яму за два дня, на этом его роль закончится. Ещё в перспективе использование в ГИС-отрасли искусственного интеллекта для работы с большими массивами данных. Он будет предлагать самые дешёвые и оптимальные решения для строительства, например, прокладывать маршруты для дорог. В итоге мы видим появление маркет-плейсов в ГИС-отрасли для строительства, где мы сможем ввести данные объекта, который нам нужен, собрать его как конструктор и запустить это всё в работу. Система сама подберёт участок и поставщиков».
Конференция GIS Tech Russia организована Университетом Иннополис и дочерней компанией вуза «Инногеотех» при поддержке аналитического центра «Аэронет», в задачи которого входит подготовка рыночной и технологической аналитики, разработка предложений по правовому и техническому регулированию новых рынков, развитие профессионального сообщества, содействие продвижению технологических товаров и услуг на глобальный рынок.
Конференция прошла при информационной поддержке «Геодезия и картография», GeoTop, GISGeo, IT-мероприятия Татарстана, мэрии Иннополиса, IT-park, Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, Russian Hackers, Theory&Practice, FreeEdu, «Хайтек».