Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
воскресенье, 24 ноября 2024

Сотовый передел. Продавцам мобильников придется сменить бизнес-модель

Замедлившиеся темпы роста сотового рынка заставят продавцов мобильных телефонов и контрактов менять приоритеты: уже в следующем году вместо активной региональной экспансии компаниям придется сделать ставку на повышение эффективности существующего бизнеса. К такому выводу приходят аналитики MForum в своем последнем исследовании. Участники розничного рынка соглашаются с выводами, а эксперты ожидают прихода в сотовый ритейл непрофильных инвесторов.

В 2006 году совокупная выручка сотовых ритейлеров от продажи телефонов, аксессуаров, контрактов операторов и приема платежей за услуги связи увеличится всего на 7% по сравнению с предыдущим годом, до 13,4 млрд долл., уверяют исследователи MForum Analytics в своем свежем отчете. По их прогнозам, на конец текущего года чистая прибыль дилерских компаний составит 1,9 млрд долл. Это приблизительно на 10% меньше совокупных объемов прибыли от продаж в 2005 году.

По мнению MForum Analytics, снижение объемов прибыли связано с увеличением доли менее доходного сегмента бизнеса, чем продажа сотовых телефонов, - платежей за связь, а также снижением комиссионных вознаграждений, которые операторы платят дилерам за привлечение новых абонентов. Третьей причиной сокращения прибыли эксперты считают низкий спрос на аксессуары для телефонов, приносивших наиболее высокую относительную прибыль.

"В условиях низкого темпа роста рынка основным конкурентным преимуществом дилерских компаний на новом этапе развития станет не темп роста, который неминуемо снизится у всех основных игроков рынка уже в 2007 году, а операционная эффективность компаний и контроль уровня затрат",  заявляет аналитик MForum Дмитрий Деев. По его мнению, текущие высокие темпы роста поддерживаются за счет покупок дилерских компаний "второго эшелона" и ухода с рынка более слабых игроков.

Участники рынка соглашаются с выводами аналитиков. "Прогнозы в целом справедливы. Простое увеличение количества салонов уже не приводит к пропорциональному росту выручки, таким образом, прибыльность инвестиций падает", - считает руководитель пресс-службы группы компаний Divizion Очир Манджиков.

Он считает оценки объемов продаж телефонов несколько завышенными. Судя по цифрам MForum, объем рынка телефонов в 2006 году в денежном выражении составит более 6,1 млрд долл. Но по оценкам Divizion, этот показатель окажется на уровне 5,3-5,6 млрд долл., и только в 2007 году рынок телефонов достигнет 6 млрд долл.

"Действительно, прибыль от продаж постепенно снижается, поэтому мы (как и многие другие участники рынка) в свое время приступили к диверсификации бизнеса. Тем самым мы контролируем свои риски в случае снижения доходности от одного или нескольких направлений. Помимо этого частично компенсировать снижение доходности сможет ожидаемая отмена пошлин на ввозимое оборудование", - поясняет Татьяна Москалева из Dixis.

Консультант J'son & Partners Сергей Савин уверен, что сценарий развития сетей будет именно таким, но картину сильно может изменить выход в сектор розничной торговли какого-либо оператора сотовой связи или запуск сетей стандарта 3G, который даст толчок новой волне спроса на телефоны. Аналитик IDC Russia Ксения Кирсанова считает предсказания MForun Analytics чересчур категоричными. По ее мнению, сотовые ритейлеры продолжат экспансию в регионы. "Да, компании будут повышать эффективность работы, но совсем отказываться от расширения розничной сети в регионах они точно не будут, - считает г-жа Кирсанова. - В ближайшее время эти процессы будут развиваться параллельно". По ее словам, для повышения эффективности бизнеса сотовые продавцы будут "разбавлять" привычный ассортимент более доходными товарами: мелкой электроникой и ноутбуками. Большинство ритейлеров уже переключились на такую модель.

Наиболее интересный прогноз развития рынка дает главный редактор аналитического агентства "Сотовик" Сергей Коляда: сделки по слияниям и поглощениям продолжатся, но география и масштабы сильно изменятся. "Развитие будет происходить не путем скупки более мелких конкурентов, а слияниями в первой пятерке игроков", - рассказал он, добавив, что уже в первом квартале 2007 года на рынок сотового ритейла могут прийти непрофильные инвесторы. "Высокорентабельные ниши в других отраслях по большей части уже поделены, и политическая ситуация в 2007-2008 годы не исключает их передела, - объяснил г-н Коляда. - В сотовый ритейл пойдут те, кто наигрался на сырьевых рынках и хочет переждать ближайшие два года в более надежном активе, а также видит пути развития этого бизнеса".

АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

Тематики:

Ключевые слова: