Вчера правительство объявило о запуске новой версии интернет-сайта. Его адрес остался неизменным — government.gov.ru, сообщили информагентства. Но оценить новую версию портала оказалось непросто. У сайта все же изменился адрес — даже в старой версии его удалось увидеть лишь тем, кто догадался убрать расширение gov. На первый взгляд никаких изменений не произошло — появился только раздел “Интерактивные сервисы”.
И лишь связавшись с пресс-службой Белого дома и получив IP-адрес //194.226.82.76/government/, “Ведомостям” удалось ознакомиться с электронным продуктом правительства. Ничего удивительного: как выяснили ученые из Саутгемптонского университета, 60% сайтов британских госорганов содержат ошибки, которые мешают нормальному доступу к ним.
“На разработку обновленного портала наши специалисты потратили около года”, — говорит директор департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Денис Молчанов. Функции сайта остались прежними, но его технологический арсенал безусловно стал шире, добавляет он: “Мы решили более полно информировать общество о деятельности правительства”. Через обновленный портал граждане смогут направлять обращения к правительству в электронном виде. Как и остальные запросы, они будут рассматриваться отделом по работе с обращениями граждан и в течение пяти дней отправляться в профильные органы власти. Премьер, его заместители, руководители аппарата правительства и министры при желании смогут проводить в Интернете пресс-конференции. Технические возможности нового портала позволяют при необходимости транслировать некоторые совещания и заседания комиссий online. На сайте также появятся ссылки на интернет-ресурсы министерств и ведомств и видеоряд о поездках председателя правительства. Документы будут вывешиваться с той же оперативностью, что и сейчас, уточнил Молчанов.
“Не думаю, что граждане бросятся к сайту”, — скептичен бывший руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков. По его мнению, посещать ресурс будут те же интернет-пользователи, которые просматривают его сейчас. Счетчика на сайте правительства нет, но Молчанов говорит, что в 2005 г. портал посетили свыше 3 млн человек, в среднем по 10 000 в день. Для сравнения: один из самых популярных новостных ресурсов в сети — “Газета.Ru” — вчера посетили около 160 000 читателей.
Возможность посылать обращения в электронном виде у граждан была и раньше и они ею пользовались, говорит Горшков. Интернет-конференция была проведена лишь одна — экс-премьером Михаилом Касьяновым, вспоминает Горшков. У членов правительства такие информационные возможности не стали популярными, отмечает Горшков. А бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин считает, что модернизированный сайт не повлияет на информационную открытость правительства, но повысит интерактивность аудитории — она начнет оставлять на сайте правительства вопросы и комментарии. Эта возможность будет у пользователей в разделе “Конференции и обсуждения” — там правительство планирует проводить “интерактивные информационные мероприятия по обсуждению наиболее значимых проблем”.
Социологи считают, что обновленный сайт нужен больше Белому дому, чем гражданам. Последний опрос центра “Башкирова и партнеры” показал, что Интернетом сейчас пользуется 18% населения. “Но это самая активная часть общества, и правительству полезно было бы наладить с ней обратную связь”, — считает ведущий аналитик центра Александр Музафаров. Правительство редко принимает решения, напрямую касающиеся рядовых граждан, поэтому пользователями новых услуг, скорее всего, останутся специалисты и представители компаний, соглашается замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин. Но мировой опыт показывает, что, как только у людей появляется возможность общения с властью, они ею активно пользуются, отмечает создатель “Газеты.Ru” и “Ленты.Ru” Антон Носик. “Проблема только в соотношении шума и внятных сигналов [которые посылают чиновникам граждане]”, — добавляет он. Например, 12 лет назад на сайте Белого дома США появилась страница, на которой любой мог задать вопрос президенту. На этот ящик ежедневно приходят миллионы писем со спамом, но “никто не слышал, чтобы хотя бы одно обращение принесло результат”, говорит Носик. А российскому правительству потребовалась бы не одна тысяча человек, чтобы в потоке информации от граждан обнаружить действительно разумные зерна, заключает он.