17 июля 2006 г. арбитражный суд Курской области, рассмотрев заявление ОАО "Ростелеком", отклонило иск к территориальному управлению "Росимущества" и ФГУП "РТРС" о признании права собственности государства на телевизионную вышку в г. Курске, а также ряда других объектов телерадиовещания на территории области. Таким образом курская телевышка со всей инфраструктурой перешла под управление РТРС. В течение нескольких последних лет судами было рассмотрено 25 дел по возврату имущества в федеральную собственность, в результате которых более 500 объектов отошло ФГУП "РТРС". Например, в июне 2006 г. арбитражный суд Томской области отклонил иск ОАО "СибирьТелеком" к территориальному управлению Росимущества по внесению в реестр федерального имущества телевизионной башни в г. Томске, то есть телебашня отошла РТРС.
На протяжении всей истории своего существования РТРС путем судебных решений добивается возврата имущества в собственность государства. "Суды идут с 2001 г. Если бы судебные процессы шли один за другим, то в общей сложности мы бы потратили на них более 100 лет. Причем, ни один иск, несмотря на законность и обоснованность наших требований, не заканчивался решением суда первой инстанции. А ведь суды идут не с коммерческими структурами, а с государственными компаниями. На сегодняшний день еще около 200 объектов телерадиовещания в 5 регионах находятся в руках других ведомств. Во всех случаях ведутся судебные разбирательства", - рассказал СomNews руководитель аппарата генерального директора ФГУП "РТРС" Андрей Паутов.
Руководитель пресс-службы Федерального Агентства Связи (Россвязь) Павел Морозов сказал, что не располагает детальными подробностями конфликта между "Ростелекомом" и РТРС. Однако заметил, что раз "Ростелеком" подал на апелляцию, значит у него были на то основания, следовательно по-прежнему остается возможность оспорить судебное решение. В "Связьинвесте" от комментариев воздержались.
В сложившейся ситуации виновата, прежде всего, "дикая" приватизации начала 90-х. Дело в том, что в этот период до объектов телерадиовещания у государства просто не доходили руки, а образованная в июле 1990 г. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) была просто не в состоянии обслуживать доставшееся в наследство имущество. В результате во многих случаях имущество, в основном это касается вышек, переходило в собственность того, кто в нем был заинтересован в большей степени. (Между прочим, решения о передаче собственности выдавались территориальными комитетами по управлению государственным имуществом.) Таким образом объекты телерадиовещательной сети оказались в ведении электросвязей (в большинстве случаев), правительств субъектов Федерации и даже МВД.
Так как структуры, получившие вышки в свое распоряжение, были государственными, то поначалу никто в этом не нашел ничего предосудительного, более того - во многих случаях это спасло имущество от обветшания и разворовывания. Но 13 августа 2001 г. Указом Президента России № 1031 для создания единого производственно-технологического комплекса распространения телерадиопрограмм на базе государственного имущества было образовано ФГУП "РТРС", которое и должно было ведать телемуществом России. В тоже время, МРК, территориальные образования и другие госструктуры, которым достались объекты телевещания, уже использовали их для собственных нужд. А так как механизмы передачи имущества были не отработаны, никто из новых владельцев имущества не спешил передавать его свежеобразованному ФГУПу. Более того, как стало известно ComNews, со стороны новых владельцев в РТРС поступали предложения о выкупе объектов по балансовой стоимости. Однако сам ФГУП не был уполномочен совершать подобные сделки.
Как сообщил ComNews источник в правительстве России, сегодня механизмы передачи собственности от одной госструктуры к другой работают не лучшим образом. Поэтому МРК и субъекты федерации, даже понимая всю неотвратимость изъятия, не спешат отдавать телевышки. В телеинфраструктуру, полученную в результате приватизации, новыми владельцами вложены значительные средства, а в ряде случаев заключены договоры аренды со сторонними компаниями. Поэтому передача имущества в рамках судебных решений и апелляций дает запас времени, а кроме того позволяет не инициировать процедуру передачи собственности.
Партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов отмечает, что положительное решение о передаче имущества вступает в законную силу только после оглашения решения апелляционной инстанции. По словам юриста, большая часть имущества, о котором идет речь, по закону не может быть ни в чьей собственности, кроме государства. Оно может лишь сдаваться в аренду или управляться самим государством в рамках специально созданных ФГУП. Так что, по мнению Юрия Добронравова, РТРС, скорее всего, во всех случаях сможет добиться передачи ему в управление объектов телерадиовещания.
Справедливости ради стоит заметить, что прецеденты передачи имущества по инициативе субъектов федерации всё же имели место. Так, Правительство Татарстана своим решением в августе 2005 г. передало в федеральную собственность сеть телерадиовещания на территории республики. Сегодня подобного же решения РТРС ждет от правительства Якутии, где радиовещательная сеть почти целиком принадлежит республике.