Пилотный проект по применению средств спутниковой навигации для мониторинга пассажирских перевозок был начат в Нижнем Новгороде в сентябре 2005 года. На предприятиях коммунальной сферы, скорой медицинской помощи, пассажирского транспорта было решено внедрять систему спутниковой навигации «Автоконтроль» разработки ЗАО «НПП Транснавигация». Это спутниковая система, которая позволяет диспетчерам отслеживать местонахождение каждого автобуса или троллейбуса на любом из городских маршрутов, а также обеспечивает связь между водителем и диспетчерским пунктом. Система состоит из бортового комплекта радиосвязи с навигационным приемником GPS, установленным на каждом транспортном средстве, базовой радиостанции и автоматизированного диспетчерского центра. Передача данных происходит через оператора сотовой связи на IP-адрес. Основные цели внедрения – обеспечить надежное централизованное управление наземным транспортом, сформировать объективную информацию о его функционировании, усовершенствовать транспортный комплекс города, а также рациональнее использовать материальные и финансовые ресурсы, направленные на работу городского транспорта.
Внедрение производится на базе муниципального предприятия «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» (см. выпуск новостей от 14 августа 2006 г.). Проект ведется в соответствии с постановлениями главы администрации города Нижнего Новгорода «О введении системы диспетчеризации на основе GPS-навигации на муниципальном транспорте» от 31 января 2006 года и «Об утверждении правил аккредитации юридических и физических лиц, осуществляющих сбор и транспортировку отходов производства» от 7 июля 2006 года. Работы идут в рамках федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» («Глобальная навигационная система») на принципах совместного финансирования.
Как сообщили в администрации Нижнего Новгорода, поначалу в систему вошли 20 автобусов и троллейбусов. В июне 2006 года был проведен открытый конкурс по размещению муниципального заказа на закупку 1860 мобильных навигационно-связных блоков для оборудования транспортных средств. Поставщиками мобильных комплектов по результатам конкурса признаны ООО «Конти Сателлит» и ООО «Глобал Ориент». Поставка оборудования была произведена в 3 и 4 кварталах 2006 года. За период с сентября 2006 года по январь 2007 года было установлено 489 мобильных комплектов на коммунальную технику различных форм собственности, в том числе на технику дорожных предприятий – 454 комплектов, на машины для вывоза бытовых отходов – 35 комплектов.
На сегодняшний день доступ к системе диспетчеризации на основе GPS навигации на муниципальном транспорте есть у всех дорожных предприятий города, чья техника оснащена мобильными комплексами. Кроме того, по одному пользовательскому месту диспетчера оборудовано в администрациях каждого из восьми районов города, в домоуправляющих компаниях каждого района, у вице-мера города.
В кабинете мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова компьютер, обеспечивающий доступ к системе, был установлен в конце января 2007 года. Таким образом, мэр получил возможность лично наблюдать за передвижением городских транспортных средств, оборудованных мобильными комплексами, в течение всего рабочего дня. С помощью проекционного оборудования изображение с дисплея компьютера проецируется на одну из стен кабинета главы города, обновляется оно каждые 30 секунд. В пятницу, 2 февраля, мэр продемонстрировал работу системы нижегородским журналистам после еженедельного брифинга.
«На сегодняшний день уже оборудовано 90% коммунальной техники. Я могу наблюдать передвижение этих машин в целом по городу или в любом отдельно взятом районе. Кроме того, эта система позволяет выбрать любую машину на схеме и тут же получить информацию, к какому предприятию она относится, каков ее позывной номер, просмотреть историю ее движения», - рассказал Вадим Булавинов.
Мэр сказал, что скоро такое же оборудование будет устанавливаться на автомобилях скорой помощи, транспорт ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «Теплоэнерго» и домоуправляющих компаний. Количество пользовательских мест диспетчеров также будет расти. Возможно, в дальнейшем свободный доступ к системе откроется для всех граждан на сайте администрации города.
До конца 2007 года в систему должны быть введены не только все муниципальные транспортные средства, но и автомобили всех предприятий, которые захотят заниматься пассажирскими перевозками, независимо от их формы собственности. «Без этого мы не дадим им право курсировать на маршрутах, потому что мы не сможем контролировать», - сказал мэр. Обслуживание каждого мобильного комплекта обойдется владельцу транспортного средства примерно в 200-300 рублей в месяц. «Кроме того, сегодня уже есть заявки от частных автовладельцев, которые тоже хотят оборудовать мобильными комплексами свои машины, так как эта система позволяет в случае угона моментально определить местонахождение автомобиля. Поскольку разработка нижегородской системы идет в рамках развития единой российской системы «ГЛОНАСС», в дальнейшем передвижение наших автомобилей можно будет контролировать на всей территории РФ, как это уже сделано во многих зарубежных странах», - рассказал Вадим Булавинов. Он также отметил, что после доработки системы в Нижнем Новгороде «НПП Транснавигация» планирует создать на базе нее новый коммерческий продукт, который будет предлагать к продаже другим городам.
«Теперь все дорожники и главы районов знают, что я с 8.00 до окончания рабочего времени слежу за ситуацией на дорогах. Конечно, даже с вводом данной системы достичь идеальной работы транспорта в Нижнем Новгороде сложно, но поменять ситуацию в лучшую сторону мы сможем», - резюмировал мэр.