Департамент транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода обеспечивает разработку планов и программ развития городского транспорта и связи, руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятии и организаций, обслуживающих население города. Также департамент организует работу предприятий связи, обеспечивает развитие сети радио- и телевещания, телекоммуникации.
Решение о введении глобального статистического управления всем наземным транспортом в городе Нижнем Новгороде было принято более 3 лет назад. Напомним, что внедрение производится на базе муниципального предприятия «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» (см. выпуск новостей от 14 августа 2006 г.). Проект ведется в соответствии с постановлениями главы администрации города Нижнего Новгорода «О введении системы диспетчеризации на основе GPS-навигации на муниципальном транспорте» от 31 января 2006 года и «Об утверждении правил аккредитации юридических и физических лиц, осуществляющих сбор и транспортировку отходов производства» от 7 июля 2006 года. Работы идут в рамках федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» («Глобальная навигационная система») на принципах совместного финансирования.
По итогам 2006 года, озвученным администрацией Нижнего Новгорода, в прошлом году в рамках данного проекта были заключены 23 договора о предоставлении информационных услуг с предприятиями коммунального хозяйства с парком 667 транспортных средств различного назначения. На 166 единицах этого транспорта установлены мобильные комплекты навигационного оборудования.
Владимир Грибов назвал введение системы центрального диспетчерского управления важным моментом для улучшения транспортного обслуживания в городе. По его словам, построение диспетчерской системы еще не полностью завершено. Если поначалу для инструментального контроля использовалось оборудование системы «инфракрасный порт», то теперь система диспетчеризации полностью переводится на спутниковое позиционирование.
По словам Владимира Грибова, в полную силу эта работа даст эффект после завершения конкурсного отбора перевозчиков, который проводится в настоящее время. По прохождению конкурса всем перевозчикам предлагается установить GPS-навигаторы на свои транспортные средства. Таким образом, административные структуры получают полную картину работы перевозчиков, что даст возможность воздействия на транспортную ситуацию. «Вчера мне довелось наблюдать в режиме реального времени за работой перевозчиков вечером, около 23.00, то есть в то время, когда, по заявлениям граждан, дождаться транспортного средства необходимого маршрута бывает проблематично. Мне стало очевидно, что автомобили, работающие в системе, движутся по маршрутам исправно, поскольку водители знают, что они находятся под наблюдением», - рассказал Владимир Грибов. Напомним, что доступ к системе диспетчеризации на основе GPS-навигации на муниципальном транспорте есть у всех дорожных предприятий города, чья техника оснащена мобильными комплексами. Кроме того, по одному пользовательскому месту диспетчера оборудовано в администрациях каждого из восьми районов города, в домоуправляющих компаниях каждого района, у мэра и вице-мера города (см. выпуск новостей от 5 февраля 2007 г.).
Владимир Грибов привел статистику, согласно которой на сегодняшний день навигаторами оборудовано порядка 700 машин коммунальных служб и более 100 единиц на коммерческом транспорте. «Сейчас нет проблем с тем, чтобы оборудовать любое количество автомобилей – программное обеспечение и аппаратный комплекс системы полностью отлажены. Я уверен, что в течение месяца комплектами навигации будет оснащено еще порядка 100-150 машин пассажирского транспорта, а до конца 2007 года будут подключены не только все муниципальные транспортные средства, но и весь коммерческий транспорт», - заявил Владимир Грибов. Отметим, что коммерческий транспорт в Нижнем Новгороде сейчас – это 984 маршрутных такси, тогда как в прошлом году их было около 2 тыс. К концу 2007 года предполагается оставить 960 маршрутных такси.
Добавим, что введение новых информационных продуктов в целях улучшения транспортной ситуации в Нижнем Новгороде и Нижегородской области регулируется еще одним документом - «Комплексом мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в городе Нижнем Новгороде на 2007-2010 годы». Этот документ был утвержден в конце апреля 2007 года постановлением главы администрации. Комплекс включает целевой проект «Повышение уровня технического обеспечения мероприятий по безопасного дорожного движения», целью которого является снижение уровня аварийности за счет оснащения подразделений ГИБДД ГУВД Нижегородской области современными техническими средствами контроля и регулирования дорожного движения. Мероприятиями проекта предусматривается внедрение нового диагностического оборудования, оснащение подразделений ГИБДД ГУВД Нижегородской области передовыми отечественными автоматизированными аппаратно-программными и радиоэлектронными комплексами, модернизация автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), реконструкция светофорных объектов и оснащение их современным программным обеспечением. В 2007-2010 годах на оснащение контрольных постов милиции и мобильных постов в городе Нижнем Новгороде средствами связи удаленного доступа по GPRS-каналам планируется направлять по 78,75 тыс. рублей ежегодно. Также предполагается установить на основных магистралях, развязках и мостах города Нижнего Новгорода 40 видеокамер наблюдения за дорожным движением с выводом изображения на пульт дежурной части УГИБДД, на что будет выделено 673,75 тыс. рублей ежегодно. Четверть этих средств поступит из привлеченных денежных потоков, три четверти – из городского бюджета.