Абонентская база операторов сотовой связи России на конец июня 2006 г. составила 138,7 млн SIM-карт, а уровень проникновения близится к 100% (исходя из отчетов консалтинговых компаний отрасли). Реальная же абонентская база в России, то есть количество россиян, пользующихся мобильным телефоном, по мнению "Евросети", на конец июня 2006 г. - около 65 млн человек, соответственно, реальный уровень проникновения сотовой связи в России - около 45%. (По данным "Евросети" суммарное количество всех проданных ритейлом в России сотовых телефонов за все время существования сотовой связи в России на конец июня 2006 г. составило 110,4 млн ). "Таким количеством телефонов невозможно обеспечить связью почти 139 млн абонентов (на конец 2-го квартала), который декларируют операторы и маркетинговые агентства", - говорится в отчете "Евросети".
Мобильные операторы не согласны с такими цифрами. По словам пресс-секретаря МТС Кирилла Алявдина, нужно учитывать и "серые телефоны", которые до последнего времени поставлялись на российский рынок, тогда уровень проникновения будет гораздо выше. С конкурентом соглашаются и в "ВымпелКоме". "Это еще одно исследование, которое имеет право на существование. Но по нашему мнению, эта цифра сильно занижена, так как необходимо учитывать и "серый рынок", - говорит пресс-секретарь "ВымпелКом" Юлия Остроухова.
"Ни отчет "Евросети", ни оценки операторов не отражают реальной картины. Скорее всего, уровень проникновения составляет порядка 70%", - считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, - "Евросеть" вообще считает телефоны своеобразно. Например, Nokia не поставила заявленного "Евросетью" количества терминалов, а первая позиция у Samsung. Цифры SonyEricsson существенно занижены, а Motorola, напротив, завышены". По мнению Эльдара Муртазина, "Евросеть" просто делает пиар вендорам, с которыми работает.
Распределение количества проданных сотовых телефонов "Евросетью" в 1 полугодии по вендорам таково: Nokia - 26,5%, Samsung 19,8 %, Motorola - 17,3 %, Siemens - 14,2%, SonyEricsson - 8,8%, LG - 5,7%, Pantech - 2,1%, Philips - 1,6%.
В отчете компании также говорится о том, что объем российского рынка сотовых телефонов в количественном выражении сократился на 20% по итогам 1 полугодия 2006 г.. Объем розничных (по деньгам) в 1 полугодии 2006 г. не изменился по сравнению с 1 полугодием 2005 г. и составил $ 2,59 млрд. Средняя розничная цена сотового телефона в 1 полугодии 2006 г. выросла на 20% по сравнению с 1 полугодием 2005 г. и составляет $190.
Во втором квартале 2006 г. объем рынка розничных продаж сотовых телефонов по сравнению с его объемом во втором квартале прошлого года снизился на 21,9% по количеству проданных телефонов, на 8,9 % по объему розничных продаж в денежном выражении. Средняя стоимость телефонов, проданных за наличные во 2 квартале 2006 г, составила $170.
"Средняя цена за 1 полугодие 2006 г. составила в сети Dixis $239, при этом и в 1 и во 2 квартале она практически идентична - $238 и $240 соответственно. При этом в 2005 г. средняя цена составила $207. В первой тройке вендоров - Nokia, Samsung и Sony Ericsson", - комментирует руководитель PR-службы Татьяна Москалева.
По оценкам группы компаний Divizion, в первом полугодии было продано 13,5 млн телефонов, что соответствует данным "Евросети". "Однако, есть расхождения в оценках объема рынка в денежном выражении - в первом полугодии было продано телефонов на сумму $2,35 млрд. В этом году произойдет значительное сокращение - впервые в истории отечественного мобильного ритейла - объема рынка в штучном выражении. Рынок сократится на 12% - с 31,5 млн (2005 г.) до 28 млн. штук", - говорит руководитель пресс-службы группы компаний Divizion Очир Манджиков. По прогнозам Mobile Research Group, максимальное количество продаж в этом году составит около 26 млн единиц.
В целом с оценками аналитиков и продавцов согласны и вендоры. "Мы считаем, что российский рынок мобильных телефонов в этом году сократиться процентов на десять по сравнению с прошлым годом", - говорит директор отдела телекоммуникаций Samsung Electronics Russia Дмитрией Кузнецов и добавляет, что объемы продаж мобильных телефонов Samsung в 1 квартале 2006 г. несколько уменьшились по сравнению с 1 кварталом 2005 г.