Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
суббота, 23 ноября 2024

Искусственный интеллект предотвратил аварийную ситуацию в системе водоснабжения Глазова в Удмуртии

Ряд скрытых утечек в системе водоснабжения Глазова (Удмуртская республика) был выявлен благодаря искусственному интеллекту. Установленная в городе информационная система «Цифровой водоканал» разработки АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») вовремя зафиксировала аномалии в расходе воды и подала сигнал диспетчерским службам. В результате осмотра обозначенного участка ремонтная бригада обнаружила утечку, которая в дальнейшем могла привести к серьезной аварии на трубопроводе.

Система «Цифровой водоканал» предназначена для контроля, мониторинга и диспетчеризации технологических и производственных процессов предприятий водоснабжения. Решение позволяет повысить качество услуг для населения, в том числе за счет снижения перебоев при предоставлении коммунальных ресурсов, сокращения времени ремонтов. Кроме этого, «Цифровой водоканал» повышает экономическую и управленческую эффективность деятельности предприятий. В настоящее время система используется в Глазове, Белгородской области, Воронежской области и других регионах.

В информационной системе «Цифровой водоканал» применяются элементы искусственного интеллекта на основе алгоритмов машинного обучения. Анализ данных и сравнение со средними значениями выявляют потери, утечки воды и предупреждают аварийные ситуации. Одна из крупных аварий была предотвращена на этой неделе. На одной из насосных станций зафиксировали аномальное потребление воды подключенными объектами. На основе анализа данных система определила, что наибольшее количество отклонений зафиксировано по определенным адресам, и предположила место утечки. Ответственные сотрудники получили соответствующие уведомления в системе. Последующий обход показал, что утечка действительно находилась на напорной трубе возле домов по этому адресу, и, своевременно обнаружив ее, предотвратили аварийную ситуацию с отключением потребителей.

Использование искусственного интеллекта в системе «Цифровой водоканал» дает возможность как предотвращать аварийные ситуации, так и в целом снижать потери воды, возникающие вследствие ветхих сетей или незаконных присоединений. «Объем потерь в системе может составлять примерно 20–30% от общего объема перекачиваемой воды, в некоторых случаях может достигать и 50%. Зачастую у ресурсоснабжающих организаций нет автоматизированных инструментов, позволяющих на порядок повысить эффективность работы с потерями – дорогостоящие мероприятия по модернизации и ремонту сетей осуществляется на тех участках, где в этом есть максимальная необходимость и срочность для обеспечения надежного и бесперебойного ресурсоснабжения жителей. Используя технологии «Цифрового водоканала», можно обоснованно ответить на вопрос, какой объем потерь воды в системе, имеются ли потери воды на участках трубопроводов, какие именно участки трубопроводов на сети заслуживают особого внимания для проведения ревизии на наличие течей», – отмечает Виктор Рубежной, руководитель направления «Цифровое ресурсообеспечение» в АО «Русатом Инфраструктурные решения».