ОАО «Башинформсвязь» было образовано в результате акционирования государственного предприятия связи и информатизации Республики Башкортостан в 1992 году. Это один из крупнейших операторов связи в уральском регионе, не входящий в холдинг «Связьинвест». Уставный капитал ОАО «Башинформсвязь» составляет более 985 млн рублей, рыночная капитализация - более $130 млн. 18 филиалов оператора имеют структурные подразделения во всех городах и районных центрах Республики Башкортостан. Компания имеет высокотехнологичную базу: разветвленную телефонную сеть общего пользования, протяженные междугородные кабельные, оптоволоконные и радиорелейные линии связи, узлы коммутации, системы передачи теле- и радиовещания. Емкость обслуживаемой сети превышает 1 млн. номеров. Компания обеспечивает местную, междугородную и международную связь, радио- и телевещание, доступ в Интернет на территории Республики Башкортостан. В частности, в марте 2007 года оператор запустил новую услугу для пользователей АDSL-интернета – «Вещательное интернет-телевидение» (см. выпуск новостей от 23 марта 2007 г.).
К 2007 году ОАО «Башинформсвязь» приняло решение о внедрении системы обнаружения мошенничества и анализа потерь, и остановилось на продукте российского интегратора IBS - FM RAS (Fraud Management and Revenue Assurance Solution). В IBS рассказали, что FM-RAS было разработано IBS на основе методологии международной организации TMForum с учетом специфики российских компаний. FM-RAS – система сохранения доходов оператора связи, позволяющая сократить как прямые, так и косвенные потери. Интегрируясь с имеющимися информационными системами, FM-RAS обнаруживает и вовремя оповещает обо всех случаях потерь или искажений информации о предоставленных услугах, выявляет и предоставляет инструмент для анализа случаев мошеннического поведения или несанкционированного использования сетевых ресурсов. Внедрение системы дает оператору четкое предоставление о процессах, происходящих по всей цепочки получения доходов – от коммутационного оборудования до контроля оплаты выставленных счетов. Благодаря проведению мониторинга этих процессов, оператор может своевременно выявлять и устранять сбои, потери и искажения информации, проверять настройку тарификатора, координировать взаимодействие с присоединенными операторами, пресекать мошеннические действия зачастую еще до того, как они приведут к необратимому снижению доходов. Как отметил PR-менеджер IBS Александр Зябкин, конкурса на выбор интегратора и продукта ОАО «Башинформсвязь» не проводило, в том числе и потому, что решений, аналогичных FM RAS по функционалу, на российском рынке практически нет.
«Началу проекта в «Башинформсвязи» предшествовала последовательная предварительная работа с заказчиком, включающая презентацию продуктов и опыта IBS в работе с телекоммуникационным сектором», - рассказал Александр Зябкин. Окончательно решение о внедрении системы FM RAS было принято заказчиком после проведенного в феврале-июне 2007 года пилотного проекта, в ходе которого исторические данные из сети «Башинфорсвязь» были загружены на вычислительные мощности IBS и анализировались системой FM RAS. Это позволило ознакомить специалистов «Башинфорсвязь» с решением FM RAS и получить первые реальные результаты ее работы еще до развертывания системы.
В конце августа 2007 года было начато полноценное развертывание аппаратно-программного комплекса FM RAS для «Башинформсвязи» в Уфе, где и будет физически размещен программно-аппаратный комплекс системы. В ходе проекта будут установлены четыре специализированных модуля системы: анализа трафика операторов связи, анализа поведения абонентов, мониторинга коммуникационного оборудования и разрешения тревожных ситуаций. В IBS пояснили, что внедрять систему интегратор будет собственными силами. Для более эффективной работы по проекту будет сформирована проектная команда с участием специалистов заказчика.
Использование FM RAS позволит «Башинформсвязи» более эффективно контролировать всю цепочку получения доходов и сократить потери при производстве и продаже телекоммуникационных услуг в ее самом крупном филиале, насчитывающем 380 тыс. абонентов. Производительность системы позволит обрабатывать до 5 млн CDR-записей (Call Detail Recording) в сутки, что даст возможность заказчику вести оперативный мониторинг всех процессов, происходящих в его сети. В качестве операторов системы в «Башинформсвязь» будут работать два-три аналитика в отделе информационной безопасности и на республиканском узле связи.
Исходя из результатов промышленной эксплуатации системы в уфимском филиале заказчика, возможно, будет принято решение о тиражировании системы на другие объекты ОАО «Башинформсвязь».
Компания IBS проводит работы по обнаружению мошенничества и анализу потерь с использованием системы FM RAS еще для нескольких операторов связи: ОАО «Северо-Западный телеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальневосточная компания электросвязи». Таким образом, можно констатировать рост интереса операторов к системам класса гарантирования доходов. «На развитых рынках использование таких программных комплексов - дело обыденное. Интерес российских компаний подогревает ряд факторов: расширение деятельности операторов как с точки зрения спектра предоставляемых услуг, так и с точки зрения географии присутствия, усложнение принципов тарификации и самих сервисов, существенные изменения в законодательстве, демонополизация рынка дальней связи, увеличение случаев мошенничества и т.п. Кроме того, инвесторы тоже все чаще начинают интересоваться наличием реализованных систем гарантирования доходов и борьбы с мошенничеством, и отсутствие таких решений может служить для них сигналом о неэффективном ведении бизнеса в компании», - комментирует Александр Зябкин.
По оценкам Analytics Research, основанным на результатах опроса 104 компаний во всем мире, ежегодные потери операторов составляют до 11,6% годовой выручки. Российские операторы в основном несут потери из-за ошибок при тарификации, мошенничества партнеров и абонентов, некорректных CDR-файлов и ошибок во взаиморасчетах. Причем величина этих потерь часто зависит от объема пользования услугами: с ростом популярности услуги потери увеличиваются.