"Евросеть" действует в роли виртуального оператора на сети сотовой компании СМАРТС – единственного оператора в России, согласившегося сотрудничать с этой торговой сетью в рамках ее проекта MVNO. До сих пор MVNO-услуги "Евросети" были доступны жителям Самарской, Саратовской областей и республики Мордовия. В перспективе "Евросеть" намерена начать предоставление услуг мобильной связи не только на всей территории присутствия СМАРТС, но стать виртуальным оператором федерального масштаба (см. новость ComNews от 21 марта 2007 г.).
По словам пресс-секретаря "Евросети" Очира Маджикова, виртуальное операторство для компании - еще один шаг в сторону диверсификации бизнеса. Виртуальные операторы в Европе стали появляться в преддверии развертывания 3G-сетей и "набрали обороты", когда сети нового поколения уже были созданы. По мнению "Евросети", российский рынок, скорее всего, пойдет по такому же пути. "К моменту развертывания 3G-сетей и принятию законодательных норм по MVNO, "Евросеть" будет иметь достаточный опыт для создания полноценного виртуального оператора. Сейчас мы оттачиваем технологии. Как только в России будет создана законодательная база для существования MVNO, наша компания подаст заявку на получение лицензии", - отметил Очир Маджиков.
Пока, ввиду отсутствия нормативно-правовой базы, "Евросеть" предоставляет не полноценные услуги MVNO, а действует по агентской схеме оказания услуг: она продает под собственным брендом услуги сотовой связи, которые де-факто оказывает СМАРТС. То есть в настоящий момент у "Евросети" отсутствует не только сотовая сеть (что типично для MVNO), но и собственный биллинг. В то же время в компании отмечают, что готовы начать использовать собственную инфраструктуру, как только появится законодательная база.
В пресс-службе Мининформсвязи репортеру ComNews сообщили, что вопрос создания правового режима для работы виртуальных операторов подвижной радиотелефонной связи, не имеющих собственного частотного ресурса, но предоставляющих от своего лица услуги связи, уже рассматривается. Вопрос "О внедрении операторами подвижной радиотелефонной связи модели MVNO по результатам исследований на фрагментах опытных зон" вынесен на обсуждение коллегии Мининформсвязи, которая состоится в июне 2007 года. "Внедрение MVNO не должно привести к снижению доходов операторов мобильной связи. Операторы MVNO должны работать не за счет демпинга на услуги связи, а за счет наиболее полного удовлетворения интересов абонентов и предоставления им контентно-ориентированных услуг", - отметили в пресс-службе Мининформсвязи.
Любопытно, что более пострадавшей стороной от неспешности создания нормативно-правовой базы для запуска MVNO стала компания "Народный мобильный телефон" (НМТ). Так, по словам генерального директора НМТ Владимира Шульги, средства, которые компания намеревалась инвестировать в создание MVNO-сети с полной инфраструктурой, оказались на несколько лет заморожены на счетах. Более того, по словам главы НМТ, действующая нормативно-правовая база не нуждается в изменениях для начала выдачи MVNO-лицензий. "Если что и требуется, то только внесение изменений в приказ Мининформсвязи №97", - считает Владимир Шульга.
По мнению гендиректора НМТ, больше всего пользы MVNO может принести в сетях третьего поколения, в которых потребуется заполнение "широких" каналов операторов. Более того, НМТ разработала схему привлечения к созданию 3G-сетей региональных операторов. При этом время Владимир Шульга отметил, что НМТ не устраивает агентская модель оказания услуг, так как она не позволяет оператору создавать собственные сервисы. "Подобная бизнес-модель не несет в себе ничего нового", - сказал Владимир Шульга. Напомним, что по агентской схеме (на базе сетей ОАО "ВымпелКом") работает, например, "Корбина Телеком". Кроме того, более десятка московских компаний предоставляют услугу FMC (фиксировано-мобильной связи) корпоративным клиентам на базе сети компании "Соник Дуо" (торговая марка "МегаФон-Москва").
Однако партнер ComNews Research Оксана Панкратова отмечает, что потенциального абонента совершенно не волнуют схемы межоператорского взаимодействия. При этом она отмечает, что "Евросеть" на потребительском рынке – очень сильный бренд.
Полностью разделяет позицию коллеги ассоциированный партнер J'Son & Partners Борис Овчинников. По его мнению, умение "Евросети" привлечь к себе внимание дает основания для уверенности в том, что как виртуальному оператору, ей удастся подключить значительно количество абонентов. "Несмотря на насыщенность рынка, Tele2, например, удается вполне успешно наращивать абонентскую базу: этот ооператор только за I кв. 2007 г. подключил более 650 тыс. новых абонентов", - замечает Борис Овчинников. При этом он акцентирует внимание на том, что проблемы MVNO в России связаны не столько с нормативно-правовой базой, сколько с отсутствием политического решения.
Олег Кресп