Либерализация рынка дальней связи диктует новые условия для борьбы за клиентскую базу. Найти конкурентоспособное решение оказывается не просто. ООО "СЦС Совинтел", работающее под брендом "Голден Телеком", начало оказывать услуги МГ/МН с 29 января 2007 г. Тогда же время оператор намеревался выпустить на рынок предоплатные карты, предусматривающие, в частности, оплату голосовых услуг.
Однако теперь становиться карточным оператором "Голден Телеком" уже не торопится. "Сейчас пересматривается стратегия предоставления пакета услуг", - пояснила ComNews директор департамента по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью "Голден Телеком" Анна Чин-Го пин.
По мнению аналитиков, "Голден Телеком" останавливает низкая конкурентоспособность предоплатных карточек.
Изменения в законе "О связи", вступившие в силу с января 2006 г., гласят, что IP-трафик нельзя приземлять на телефонные сети общего пользования, что раньше делали все операторы IP-телефонии.
"Несмотря на изменения в правовой базе, дешевые карточки IP-телефонии никуда не ушли, - говорит ассоциированный партнер компании J'Son & Partners Борис Овчинников. - Тарифы "Голден Телекома" в несколько раз выше тарифов по имеющимся в продаже карточкам, и Callmore не смог бы стать конкурентоспособным продуктом". По мнению аналитика, "Голден Телекому", как и МТТ, и "Ростелекому", остается бороться за тех пользователей, кто по тем или иным причинам не пользуется карточками IP-телефонии, каковых, впрочем, большинство. По данным ComNews Research, IP-карточками пользуется лишь 5-7% абонентов фиксированной связи.
Однако традиционный абонент, не пользующийся IP-телефонией, все равно "вряд ли будет покупать заранее карточки", - считает Борис Овчинников. Кирилл Ладыгин, директор по связям с общественностью компании "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), также использующей карточные схемы, добавляет, что "привычка абонентов платить за услуги в конце месяца по выставляемым счетам, необходимость набора длинных кодов, необходимость покупки карточек в специальных торговых точках, а также высокая конкуренция и демпинг со стороны операторов IP-телефонии делают возможность выпуска карт лишь как дополнение к традиционной схеме предоставления услуг МГ/МН-связи".
"Спрос в регионах на карточные продукты упал за последний год более чем в 2 раза, в Москве чуть меньше - на 80-90%, - подытоживает директор по развитию компании "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин. - Сети по продаже карточек ищут новые товары для распространения. Негативная динамика уже явно видна". По мнению аналитика, падение спроса обусловлено новыми правилами регулирования, уходом с рынка карточных игроков, ростом конкуренции среди операторов МГ/МН связи, а также развитием новых технологий. "Например, национальные диаспоры, которые являлись одними из наиболее активных пользователей карт, повсеместно перешли на сочетание "широкополосный доступ + Skype", - говорит Евгений Соломатин.
Наталия Веденеева