Проект постановления правительства направлен на снятие некоторых ограничений, установленных в актах общего регулирования и препятствующих цифровой трансформации воздушных перевозок грузов и авиационных работ.
Проект предусматривает отмену ограничений на допуск к эксплуатации беспилотных авиационных систем и оформление акта оценки годности таких систем, на допуск эксплуатантов беспилотных авиационных систем к выполнению коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ и включение субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района. Документ отменяет требования к юрлицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, которые обязывают получать документ, подтверждающий соответствие организации или ИП требованиям федеральных авиационных правил. Также проект постановления правительства содержит другие решения, необходимые для запуска пилота в Саратовской области.
Федеральный координатор проекта «Цифровая Россия», член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин пояснил, что введение специального правового режима принципиально необходимо, чтобы на практике протестировать беспилотные системы для выполнения коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ. По словам депутата, апробация системы управления опытным районом, включающей цифровую платформу «Небосвод» и цифровой сервис обеспечения безопасности полетов RunAvia, позволит оценить возможность последующего запуска таких работ на всей территории страны.
«Госдума постоянно работает над модернизацией и развитием регулирования цифровизации экономики и промышленности и цифрового управления социально-экономическими процессами. Однако еще не все направления получили законодательное решение, как, например, коммерческое применение современных беспилотных авиационных систем. Учитывая, что это направление постоянно развивается и уже дошло до того этапа, когда можно не просто обсуждать далекие возможности его применения, но оперативно внедрять в промышленную эксплуатацию, введение экспериментального правового режима позволит спрогнозировать, как грузовые беспилотники будут работать в масштабах всей страны», - подчеркнул Антон Немкин.
Он также отметил, что использование в отдельных случаях экспериментального правового режима для внедрения цифровых инноваций не означает отказ от работы с системными инструментами.
Координатор «Цифровой России» в Самарской области, генеральный директор ИТ-компании «Открытый код» Олег Сурнин отметил, что Самарская область – один из немногих регионов России, для которого авиационно-космическая деятельность стала системообразующей: авиакластер в регионе работает с сороковых годов прошлого века. Он также напомнил, что на самарских предприятиях было выпущено около 80% всех истребителей ИЛ-2, а Куйбышевский авиационный завод стал флагманом по производству пассажирских самолетов ТУ-154, которые поставлялись в том числе и на экспорт.
«Под эти задачи создавалась мощная образовательно-научная база. Самарский университет имени С.П.Королева и сегодня готовит как инженеров, так и эксплуатационников авиационного профиля. Поэтому неудивительно, что именно в Самарской области ведется проработка проекта по созданию полного цикла производства и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, - здесь все для этого есть. Механизм ЭПР помогает устанавливать специальные правила для быстрой апробации новых технологий и идей, проведения испытаний и обучения пилотов и технарей. И это очень ценно: любые продуктивные идеи, если они идут на пользу государству и улучшают какие-то позиции в развитии тех или иных отраслей, необходимо поддерживать и развивать», - уверен Олег Сурнин.