- В каком состоянии сейчас находится проект по созданию системы диспетчеризации на основе GPS-навигации в рамках федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» («Глобальная навигационная система»)?
Проект стартовал в 2005 году. Благодаря тому, что, войдя в федеральный проект, мы получили софинансирование из средств Министерства транспорта РФ, к настоящему времени в Нижнем Новгороде уже выстроена система спутникового диспетчерского наблюдения. Сейчас эта система успешно работает и дает гораздо более объективные информативные данные по работе подвижных единиц транспорта, чем автоматизированная система диспетчерского управления с использованием контрольных пунктов, которая была создана в городе в конце 80-х годов, а теперь постепенно упраздняется. К новой системе диспетчеризации на основе GPS-навигации уже подключено абсолютное большинство машин коммунальных городских хозяйств. В «Центральной диспетчерской службе городского пассажирского транспорта», кабинетах мэра, глав администраций и еще в ряде служб установлены компьютеры с соответствующим программным обеспечением, позволяющие в режиме реального времени видеть, сколько машин работает, в каких точках они находятся. Подчеркну, что это принципиально новый уровень организации работы. Система развивается и имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Если говорить о пассажирском транспорте, то в настоящее время к системе ведется подключение только частных операторов. Но отмечу, что у нас нет никаких препятствий к тому, чтобы подключить любые транспортные единицы, работающие в системе пассажирских перевозок. Это вопрос времени.
- Сейчас в Нижнем Новгороде проходят конкурсы среди предприятий-перевозчиков на право осуществлять пассажирские коммерческие перевозки на территории города. Наличие на транспортных средствах бортовых комплектов радиосвязи с навигационным приемником GPS – обязательное условие для победы в конкурсе?
Перевозчик может прийти на конкурс и без навигационной системы, но тогда он потеряет 20 баллов, и ему будет крайне сложно набрать нужное количество баллов на других этапах конкурса. Я уверен, что каждый разумный предприниматель найдет возможность оборудовать свои транспортные средства бортовыми комплектами. По моим наблюдениям, большинство перевозчиков сами поняли преимущества системы спутникового слежения. Ведь она позволяет контролировать работу перевозчиков не только городским властным структурам, но и самим владельцам автомобилей наблюдать за работой своих водителей. Это очень удобно: информация о каждом транспортном средстве поступает к перевозчику в режиме онлайн, и ему не нужно ждать конца дня, чтобы получить распечатку с отчетом о передвижениях своих автомобилей по контрольным пунктам. Покупка контроллера, а это около 12 тыс. рублей, оправдывает себя меньше, чем за год. Обслуживание каждого мобильного комплекта обойдется владельцу транспортного средства примерно в 500-600 рублей в месяц, что в 2 раза ниже, чем при использовании прежней системы отметок на контрольных пунктах.
- ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», в ведении которого рейсовые пассажирские автобусы, работающие на дорогах Нижнего Новгорода, находится в областном подчинении. Как строится работа городского департамента транспорта с этой организацией?
Для департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» - один многих работающих в городе перевозчиков. Для нас не важно, в какой собственности находится оператор, важно, чтобы он качественно выполнял свою работу. Поэтому сейчас мы не ставим вопрос о передаче этого предприятия городу. С областными властями мы сотрудничаем очень конструктивно, у нас нет противоречий. Автомобили ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» в ближайшее время будут переводиться на систему спутниковой навигации. Сейчас «Нижегородпассажиравтотранс» использует для контроля над своим подвижным составом инфракрасный диапазон. Иными словами, существуют контрольные точки на маршруте и приемопередатчики в машине. В сигнале передатчика каждого автомобиля закодирован персональный номер, в определенное время автомобиль проходит заданные точки и передает информацию на стационарные приемопередатчики, далее сигналы поступают в диспетчерскую службу. В диспетчерской, которая, кстати, у «Нижегородпассажиравтотранса» собственная, сигнал обрабатывается. Таким образом, диспетчеры видят прохождение транспортного средства в 2-3 контрольных точках на маршруте. Передача данных происходит по разным каналам: раньше сигнал шел по телефонным парам, сейчас во многих местах дешевле купить трафик через оптоволокно.
- Будут ли подключаться к системе спутникового наблюдения другие виды городского транспорта?
Подключение трамваев и троллейбусов произойдет в последнюю очередь, поскольку отклонений от маршрутов у них практически не бывает. Диспетчерская служба у МП «Нижегородэлектротранса» также собственная. Согласно планам, весь наземный транспорт, в том числе принадлежащий МП «Нижегородэлектротранс» и ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», будет наблюдаться единой диспетчерской службой только к концу 2008 года. Достигнув этой цели, мы планируем добиться того, чтобы каждое транспортное средство, получившее право на городские перевозки, выполняло не менее 90 % предписанных договором рейсов.
- Расскажите, пожалуйста, как используются ИТ в организации движения на дорогах Нижнего Новгорода, какие в этом направлении ведутся новые проекты?
Мы работали с рядом организаций, изучая возможности использования интеллектуальных систем, и пришли к выводу, что в мире давно есть очень полезные наработки, которые могут быть внедрены и в Нижнем Новгороде. На данный момент мы отлично представляем, каким образом можно оптимизировать среду движения на дорожно-уличной сети – вопрос, как всегда, во времени и поиске средств.
Одним из нововведений является интеллектуальный мониторинг и анализ среды движения. Для работы такой системы на проблемных участках дороги устанавливаются видео, инфракрасные и релейные транспортные детекторы, которые могут распознавать не только число прошедших под ним автомобилей, но и то, сколько автомобилей прошло по каждой полосе, отличить длинномерное транспортное средство от легкового автомобиля и многое другое. Все это закладывается в основу математического моделирования схемы регулирования движения. На основе полученной с детекторов информации автоматически поступают команды на контроллеры, которые управляют светофорными объектами в том режиме, который нужен в каждый конкретный момент. Например, система сама решает, сколько секунд должна длиться зеленая фаза светофора в зависимости от движения транспортных единиц. Система моментально адаптируется к среде движения и позволяет исключить субъективный фактор, так как не требует постоянного присутствия инспектора или оператора. Над построением такой системы мы сейчас плотно работаем, изучаем опыт московских, петербургских и зарубежных центров организации движения. Вполне возможно, что через какое-то время такие системы будут применяться в Нижнем Новгороде очень широко. Уже в 2007 году планируется запустить несколько пилотных участков.
- Какие средства, кроме городских, могут быть привлечены на подобные проекты?
До сих пор на наши проекты привлекались средства из муниципального и федерального бюджетов. Не исключено, что и на развитие системы мониторинга софинансирование окажет область. Правительство Нижегородской области активно заинтересовалось нашими наработками. Возможно, проект будет совместным, и я считаю, что это было бы правильным подходом к делу. Привлечение частных инвестиций также возможно, но оно упирается в то, что частные инвесторы, скажем, предлагают замену всех знаков в городе с тем условием, что под каждым знаком появится реклама инвестора. Понятно, что лишняя информация может негативно отразиться на безопасности движения. Одним словом, я был бы рад возможности привлечь инвесторов из других отраслей, но реально рассчитывать пока приходится только на бюджеты разных уровней.
- С какими поставщиками решений работает департамент?
Их довольно много. Программно-технологический комплекс «АСУ-Навигация», используемый для системы спутникового наблюдения – разработка московской компании НПП «Транснавигация». Бортовые системы спутниковой навигации в Нижний Новгород поставляют московские компании «Глобал ориент» и «Конти Сателлит». Собраны эти комплекты в Эстонии, а распространяют их наши латвийские коллеги. Вообще надо сказать, что в странах Прибалтики использование спутникового слежения шагает семимильными шагами. В Риге, например, есть программа по оснащению каждого почтальона навигатором с тревожной кнопкой. Полагаю, что через несколько лет такие решения будут популярны не менее, чем сотовая связь.
- Будут ли на нижегородском транспорте устанавливаться турникеты для сбора средств за проезд?
Установить такие аппараты на муниципальном транспорте не составляет проблемы, их выбор достаточно велик. Но сейчас есть более важные проекты, на которые бюджетные средства будут направляться в первую очередь. А частные перевозчики должны сами решать, нужны ли им такие нововведения или нет.
- Было анонсировано, что в скором времени на остановочных павильонах в Нижнем Новгороде появятся электронные табло, на которые будет выводиться информация систем GPS-навигации. С помощью этого пассажиры городского автотранспорта смогут узнать, через какой промежуток времени к остановке подойдет автобус определенного маршрута. Можно ли узнать точнее сроки и особенности проекта?
Мы планируем установить первые такие табло ко дню города Нижнего Новгорода, который в этом году проводится 9 сентября. Скорее всего, информация о том, через сколько минут подойдет тот или иной вид транспорта, будет отображаться бегущей строкой. Информация на табло будет передаваться с помощью все той же системы спутникового наблюдения. Конечно, программное обеспечение для вывода данных на табло потребуется специализированное.
- В сентябре департамент намерен переехать из здания по адресу ул.Суетинская, 1а, где располагается сейчас, в здание инженерного корпуса МП «Нижегородское метро» по адресу пл. Революции, д. 7. Что изменится в связи с переездом в плане обеспечения информационными технологиями внутренней работы департамента?
В настоящее время в рамках разрабатываемой концепции по созданию ведомственной корпоративной сети связи администрации города Нижнего Новгорода муниципальное предприятие «Телесвязь-НН», находящееся в ведении департамента, совместно с управлением информационных технологий городской администрации ведет организационно-технические работы по обеспечению департамента современными информационными технологиями. В связи с переездом департамента транспорта и связи планируется поэтапное оснащение рабочих мест наших сотрудников средствами связи на качественно новом уровне с использованием цифровых технологий, которые позволят обеспечить современное функционирование систем передачи данных, телефонной связи, видеоконференцсвязи, систем управления доступом в интегрированную IP-сеть.
Кстати, в здание инженерного корпуса МП «Нижегородское метро» уже переехало МП «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта», которому принадлежат серверы, на которых собирается, обрабатывается и хранится информация системы спутникового наблюдения.
Подробности
Департамент транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода курирует и контролирует работу предприятий транспорта и связи, в частности, МП «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта»», МП «Нижегородское метро», МП «Нижегородэлектротранс», МП «Телесвязь, МП «Телесети».
Департамент занимается организацией пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде. Кроме того, при департаменте создан отдел организации движения, который тесно работает со службами УГИБДД ГУВД Нижегородской области по вопросам организации дорожного движения. Совместно с ГИБДД, департамент делает упор на проведение мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения в городе, таких как нанесение дорожной разметки, строительство светофорных объектов, дорожного ограждения, установка дорожных знаков, внедрение и использование интеллектуальных систем управления движением транспорта. Департамент является заказчиком на выполнение данных работ. В частности, в 2007 году департаментом совместно с ГИБДД и районными администрациями города проведена работа по оптимизации мест установки светофорных объектов в Нижнем Новгороде. На основании проведенного анализа планируется установка и демонтаж светофорных объектов, перечень которых будет ежегодно корректироваться. Кроме того, департамент проводит работу по созданию условий для обеспечения жителей города Нижнего Новгорода услугами связи.
Грибов Владимир Григорьевич
Родился 23 октября 1947 года в городе Киеве. В 1965 году окончил Горьковский радиоэлектротехнический техникум, в 1972 году – Московский электротехнический институт связи, в 1976 году – Всесоюзный заочный автотранспортный техникум. Служил в армии в 1972-1973 гг. Повышал квалификацию в институте менеджмента и бизнеса в 1991 году, имеет сертификаты школ эффективного управления Германии и Финляндии. Стажировался по организации работы пассажирского транспорта в Великобритании в 2001 и 2004 гг. по программе Евросоюза «Tasis». С 1973 по 1992 гг. работал в системе «Нижегородпассажиравтотранс». С 1992 по 2003 гг. – директор НПАП № 2. С 03 февраля 2003 г. – директор департамента транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода. Награжден тремя медалями ВДНХ СССР, дипломом Академии проблем качества, носит звание «Почетный транспортник России». Имеет два авторских свидетельства на изобретения, свыше пятидесяти рационализаторских предложений в области обучающих систем и других технологий. Женат, имеет двоих детей, внучку.