Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
воскресенье, 24 ноября 2024

Закон об АУ поможет российским "Кулибиным"

В России принят закон об автономных учреждениях, который должен помочь в деле коммерциализации разработок.

В текущем месяце президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об автономных учреждениях», одобренный в октябре 2006 года Госдумой и Советом Федерации. Законом предусмотрено введение нового типа государственных и муниципальных учреждений — автономных учреждений (АУ), которые будут обладать большей свободой в вопросах распоряжения имуществом и осуществления своей уставной деятельности по сравнению с бюджетными учреждениями.

Согласно закону, АУ — это некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием в целях деятельности в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и прочих социально значимых направлений. Имущество АУ остается в государственной (муниципальной) собственности, и будет использоваться АУ на правах оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Финансирование АУ будет осуществляться не по смете доходов и расходов, а через субвенции и субсидии из соответствующего бюджета, внебюджетные фонды и иные источники, за счет которых АУ осуществляет бесплатное или частично платное выполнение работ в соответствии с заданиями учредителя. Доходы АУ будут оставаться в автономном учреждении, которыми АУ будет распоряжаться самостоятельно.

В связи с принятием этого закона следует отметить, что статус автономного учреждения для научных и учебных заведений облегчает для них возможность коммерциализации создаваемых технологий — технологического трансфера и возможности долевого участия в инновационных стартапах, создаваемых вместе с частным сектором («спин-оффы»). Трансфер технологий и создание инновационных стартапов научным учреждением «на паях» с инвесторами стали общепринятой практикой инновационного бизнеса. В США для ее запуска были приняты законы «Бая-Доула» (дающий возможность коммерциализации НИОКР, созданных по госзаказам) и «Стивенсона-Уайдлера» (по сути, обязавший бюджетные научные учреждения осуществлять трансфер технологий в промышленность), давшие научным учреждениям соответствующие права и широкую автономию.

Например, в Великобритании при Оксфордском университете существует частная компания Isis Innovations, которая осуществляет лицензирование интеллектуальной собственности, содействие созданию малых инновационных компаний, предоставляет экспертно-консалтинговые услуги. Оксфордский университет передает Isis Innovations свои права на ИС, которую последняя выводит на рынок посредством создания новых фирм или путем лицензирования. Поступления от роялти, зависящие от полученного дохода, делятся между исследователями, Isis, факультетом и общим фондом университета. 

В России коммерциализация технологий, создаваемых в НИИ и вузах, сопряжена с рядом трудностей. Бюджетные учреждения лишены возможности брать кредиты и создавать коммерческие организации, что сводило на нет попытки институтов организовать производство наукоемкой продукции на своем балансе. Средства бюджетного НИИ или вуза не могли быть внесены в качестве учредительного взноса. Институты не могут самостоятельно распоряжаться своей интеллектуальной собственностью, значительная часть которой принадлежит государству и находится в руках НИИ на правах оперативного управления.

Частичным решением проблемы стало создание «вузовских» технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, но и их деятельность была сопряжена с рядом административных сложностей: затруднением передачи научного оборудования для коммерческого использования, предъявлением исключительных прав государства на созданные НИОКР, получение учебной и научной организацией доли в создаваемом предприятии. Для решения этих задач использовались хотя и легальные, но весьма сложные и обременительные для всех участников сделки схемы. Это не способствовало активизации продвижения технологий и объем коммерциализуемых инноваций оставался весьма небольшим.

Таким образом, нормы, заложенные в российском законе об автономных учреждениях, позволяют предположить, что НИИ и вузы, принявшие статус АУ, активизируют сотрудничество с промышленным сектором и инновационную деятельность. Тем более, что для этого уже существуют благоприятные предпосылки — венчурные программы МЭРТ, Минсвязи, Миннауки, программа технопарков и особые экономические зоны.

Тематики:

Ключевые слова: