"Ростелеком" уже владеет высокоскоростными выходами на Европу с точками присутствия в Лондоне, Стокгольме, Хельсинки, Нью-Йорке, Гамбурге, Франкфурте и Гонконге, Наоецу, Пусан (частью по арендованным каналам). "Проект строительства высокоскоростной кабельной системы Россия – Япония также является важной составляющей стратегического направления деятельности "Ростелекома", - говорят в компании.
KDDI как раз является партнером ОАО "Ростелеком" по уже действующему в Японии проекту "Транзит Европа Азия" (ТЕА). "ОАО "Ростелеком" и KDDI совместно используют емкость в кабельной системе R-J-K (Russia-Japan-Korea)", - говорится в пресс-релизе "Ростелекома".
"В новом проекте обе компании поделят между собой инвестиции в размере 5 миллиардов иен ($42,83 миллиона) и предложат свои услуги японским компаниям, которые расширяют свой бизнес в России", - сообщило агентство Reuters со ссылкой на KDDI.
"Услуги, которые будут предоставляться на основе новой кабельной системы, предназначены для всех участников телекоммуникационного рынка на маршруте Европа – Азия", - добавляют в пресс-службе "Ростелекома".
Планируется построить "оптическую подводную кабельную систему, проходящую по дну Японского моря из российской Находки в Наоецу (Япония). "Общая протяженность подводного кабеля составит около 1,8 тысяч км (две кабельные трассы по 900 км), а его пропускная способность - 640 Гб/с. В основу системы будет положена технология DWDM (Dense Wavelength Division Multiplexing) 10 Гб/с", - говорится в сообщении компании NEC.
"После реализации нового проекта "Ростелекома" и KDDI пропускная способность трафика увеличится в 1024 раза, против существующей ныне кабельной системы Россия-Япония-Корея (560 Мб/с)", - утверждают в NEC. Завершить строительство "Ростелеком" планирует в 2008 году.
"Хочется подчеркнуть, что данный проект позволит организовать прямое высокоскоростное соединение телекоммуникационных сетей России и Японии и мы уверены в том, что в результате сможем привлечь большую часть трафика на этом направлении", - говорит генеральный директор ОАО "Ростелеком" Дмитрий Ерохин.
Однако конкретных планов по трафику в "Ростелекоме" не озвучили, сообщив лишь, что его увеличение будет связано с реально складывающимися рыночными потребностями.
"Проект позволит гораздо более полно удовлетворить растущие потребности наших клиентов в высокоскоростных линиях связи между Россией и Японией, а также Японией и Европой, - добавляет президент компании KDDI Тадаши Онодера. - Я уверен, что наши клиенты оценят преимущества бесшовного соединения сетей Европы и Азии по кратчайшему маршруту, усиленного многолетним опытом сотрудничества "Ростелекома" и KDDI".
На сегодняшний момент, Сахалин связан с "большой землей" исключительно при помощи спутниковых каналов связи. При этом два крупных игрока – "Дальсвязь" и "ТрансТелеКом" - уже пытались проложить подобный кабель, и каждый столкнулся с трудностями. "Дальсвязь" проложила ВОЛС с материка на Сахалин еще в начале 2005 г. Кабель был проложен прямо по дну Татарского пролива, из-за чего его дважды обрывали – сначала рыболовные снасти браконьеров, потом – подводная лодка. После второго обрыва "Дальсвязь" демонтировала кабель на Сахалин. Новое руководство "Дальсвязи", пришедшее в компанию полтора года назад, подошло к вопросу серьезнее. В настоящий момент завершается разработка проекта, и в 2007 г. "Дальсвязь" планирует снова проложить ВОЛС между материком и Сахалином уже по всем правилам.
В 2006 г. ВОЛС между материком и Сахалином планировала проложить и компания "Транстелеком-ДВ" – дальневосточная дочка "ТрансТелеКома". Кабель длиной 214 километров должен был связать город Советская Гавань в Хабаровском крае с поселком Ильинским на острове Сахалин. Основная часть линии между Сахалином и материком длиной 196 километров приходится на морской участок по дну Татарского пролива. В отличие от "Дальсвязи", "Транстелеком-ДВ" планировал проложить кабель с заглублением, однако, по данным ComNews, при прокладке кабеля возникли проблемы, связанные с рельефом дна, - в Татарском проливе наблюдаются большие перепады глубины, на отдельных участках - до 130-150 метров. "Транстелеком-ДВ" планировал запустить в коммерческую эксплуатацию ВОЛС еще в ноябре 2006 г., однако до сих пор прокладка линии не завершена. Сейчас "Транстелеком-ДВ" планирует завершить прокладку ВОЛС на Сахалин в I полугодии 2007 г.
В начале декабря 2006 г. о строительстве линии связи пропускной способностью 2,5 Гбит/с, между материком, Сахалином и Японией заявила компания "Сумма Телеком", намереваясь инвестировать в проект более $50 млн.
Проект "Ростелекома" аналитики называют беспрецедентным по масштабу.
"Если заявленная пропускная способность планируемого к строительству канала действительно составляет 640 Гбит/с, то в сравнении с реализуемыми в настоящее время аналогичными проектами, совместный контракт NEC Corporation - ОАО "Ростелеком" выглядит масштабным событием, - считает консультант J'son & Partners Кирилл Куренков. - Ввиду значительной пропускной способности планируемой ВОЛС "Ростелекома" в сравнении с емкостями "Суммы" и "Транстелекома" в 2,5Гбит/с, можно говорить о том, что "Ростелеком" будет иметь возможность принять активное участие не только в обслуживании трафика Япония - Россия, Япония - Европа, но и в перспективе играть основную роль в транзите трафика между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом".
"У компании будет дополнительная возможность зарабатывать на транзите трафика", - согласен аналитик "Тройки Диалог" Евгений Голосной.
Ведущий аналитик ComNews Research Наталья Аристова отмечает своевременность вложений в строительство подобных кабельных систем. "Если сейчас не инвестировать в это направление, то в дальнейшем можно потерять потенциальных клиентов, заинтересованных в комплексе услуг по всем географическим направления", - считает аналитик. По ее мнению, востребованность направления Япония-Россия может существенно вырасти также благодаря разработкам нефтяных месторождений и проекту "Сахалин-2".
Досье ComNews
ОАО "Ростелеком" - национальный оператор дальней связи. Компания оказывает услуги на основе собственной транспортной телекоммуникационной сети протяженностью около 200 тыс. км. на всей территории России. Компания обеспечивает передачу основной доли междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов. Крупнейшим акционером компании компании является ОАО "Связьинвест", владеющее 50,67% голосующих акций.
KDDI Corporation – единственная Японская компания, предоставляющая как услуги мобильной связи, так и услуги широкополосных сетей. Число абонентов мобильной сети KDDI составляет более 26 миллионов человек, а фиксированной – около 7,2 миллионов. Суммарный годовой оборот компании составляет 3 060 миллиардов иен. В настоящее время KDDI Corporation активно развивает свою деятельность для перехода к "обществу вездесущих сетей" ("ubiquitous network society"), тем самым, позиционируя себя как "компанию всесторонних решений", обеспечивающую высокую доходность своих заказчиков.
NEC - ведущая компания, поставляющая кабельные подводные системы в Азии. Начиная с 2005, NEC заключил несколько контрактов на построение подводных кабельных систем в Индонезии, Малайзии, Индии, Шри-Ланке, Мальдивах, Китае и Японии, а также контрактов на модернизацию существующих подводных кабельных систем в Японии, Корее, Тайвани, Гонконге, Китае, Филиппинах, Малайзии и Сингапуре. NEC принимает участие в нескольких проектах по созданию телекоммуникационной инфраструктуры в России, координируя свою деятельность через российскую компанию ЗАО "НЭК Инфокоммуникации".
НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА