Интернет-магазин «Умная игрушка» стартовал в 2005 году. Изначально, с 2004 года, он был визитной карточкой одноименного нижегородского магазина развивающих игр, который работает в городе с 2001 года. В следующем году сайт был переориентирован на интернет-магазин в связи с перспективностью онлайн-продаж. Проект разработан IT-студией «SoftTime» (г. Дзержинск Нижегородской области), она же осуществляет хостинг ресурса. Владелец – директор магазина «Умная игрушка» Максим Цыплаков.
Сейчас в интернет-магазине представлено 400 развивающих игр и игрушек для детей и подростков. Каталог товаров на сайте разбит на 24 раздела (книги, музыкальные игрушки, пособия Монтессори, пособия Никитина и т.д.). Игры и игрушки можно также выбрать из каталога по развиваемым качествам, среди которых – сенсомоторное развитие, обучение чтению, математике, логике и иностранным языкам, физическое развитие (всего 13 позиций). В продажу принципиально выставляются только те товары, которые, по мнению владельцев бизнеса, являются полезными и развивают у детей какие-либо навыки или качества. Каждый товар сопровождается подробным описанием с вариантами игр и заданий к ним. Также даются рекомендации, какие еще игры можно использовать, чтобы усилить положительный эффект.
Как рассказал Максим Цыплаков, посещаемость сайта постоянно растет, ее пик составил более 100 ежедневных посетителей в канун Нового года. При всей скромности этого показателя примерно каждый десятый покупатель совершает покупку, также растет ядро постоянных покупателей, которые совершили по две-три покупки. «Покупать в интернет-магазине значительно выгоднее, - объясняет Максим Цыплаков, - поскольку цены ниже на 10 %. Кроме того, интернет-шоппинг очень удобен мамам с маленькими детьми, которые не могут тратить много времени на поиски нужной игрушки в обычных магазинах. Заказы поступают со всей территории России, особенно активны Ямал, Ханты-Мансийск, Чукотка и Москва, потому что для них онлайн-цены особенно привлекательны. Доля же нижегородцев пока не столь велика – 30 % от общего числа покупателей (число покупателей из других городов ПФО составляет 5 %). Нижегородцы предпочитают заказывать игрушку через Интернет, но приходят за ней в офлайновый магазин, попутно приобретая и другие игрушки.
Первый заказ интернет-магазин получил в начале 2006 года и вышел к концу года на уровень самоокупаемости, в связи с чем руководством было принято решение о развитии интернет-магазина в полноценный портал для родителей. На базе будущего мощного портала планируется создать родительское интернет-сообщество, с информацией об играх и игрушках, тематическими форумами, предложениями о детском и семейном отдыхе и сопутствующими сервисами. Первым шагом в этом направлении стало расширение каталога от представленных 400 до полутора тысяч описаний игр. Пополнение каталога будет осуществляться ежедневно.
Интернет-торговлей развивающими играми и игрушками в Нижнем Новгороде занимается также онлайновый магазин «Филипок». Он начал работать 15 марта 2004 года. Магазин ориентируется на тех родителей, которые заботятся об интеллектуальном развитии, нравственном и психическом здоровье детей. В рубрикаторе каталога товаров – более тридцати позиций, среди которых развивающие игры и игрушки, книги для детей и для родителей, детская косметика, электровикторины, бассейны и т.д. При определенном сходстве ассортимента с тем, что предлагает «Умная игрушка», «Филипок» имеет несколько принципиальных отличий. Есть возможность не только купить, но и взять напрокат некоторые товары. Так, в рамках этой услуги родители могут взять напрокат электронные весы для детей (вес до 20 кг). Кроме того, «Филипок» имеет своего представителя в Казани. Также в магазине можно получить очную или онлайн-консультацию по вопросам воспитания детей.
По сравнению с бурными темпами развития интернет-торговли в Европе, где оборот электронной торговли за 2006 год должен составить более $130 млрд, продажи российских онлайн-магазинов пока достаточно скромны, но сам сегмент демонстрирует убедительную динамику роста. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2005 году российский сегмент интернет-торговли удвоился по сравнению с 2004 годом. По итогам 2006 года НАУЭТ ожидает роста в 30 % - оборот розничной онлайн-торговли достигнет $1,55 млрд. По данным Newsru, электронная коммерция сегодня составляет всего 0,5-0,7 % от розничного оборота непродовольственных товаров, однако эксперты прогнозируют ее бурное развитие при условии роста числа пользователей скоростного доступа в Интернет, изменения психологии потребителей и увеличения платежеспособного спроса. На данный момент самыми популярными товарами в Интернете являются крупная бытовая техника, цифровая техника, спорттовары, украшения, подарки. Популярность этого сегмента объясняется тем, что в интернет-магазине товар можно купить дешевле на 5-10 % за счет экономии на розничной точке. Кроме того, онлайн-магазины в меньшей степени подвержены госрегулированию.