Студия «Мохито» была создана 1 февраля 2005 года в Нижнем Новгороде. Основные сферы ее деятельности – создание, продвижение и поддержка веб-сайтов, разработка фирменного стиля, брендбуков, печатный дизайн, а также проектирование интерфейсов. Сейчас студия «Мохито» заканчивает адаптацию книги по франчайзингу и разработку брендбука для крупнейшей европейской сети по продаже шин, которая планирует свою экспансию на российский рынок. Недавно по заказу ОАО «ВНИИЭФ-Конверсия» и при финансовой поддержке Международного Научно-Технического Центра завершилась разработка логотипов и фирменных стилей для десяти инновационных компаний. Сейчас завершается разработка сайтов для этих компаний.
К своему дню рождения студия «Мохито» решила обновить собственный сайт, чтобы дополнительно привлечь к себе внимание клиентов. Кроме того, ими был разработан интересный маркетинговый ход: за несколько дней до редизайна студия объявила о нежелании менять внешний вид сайта. Однако через несколько дней в новостях на главной странице своего сайта поместила информацию об изменениях и выставила портфолио, демонстрирующее выполненные работы. На данный момент в это веб-портфолио вошли разработки, относящиеся к самым разным сферам деятельности: логотип и фирменный стиль для компании «Петрокрипт», календарь группы компаний «У-Сервис+», иконки для ТД «Дзержинскпромхимсервис» и т.д. Потенциальному клиенту предоставляется возможность оценить спектр деятельности студии.
Особое внимание в портфолио уделяется дизайнерской разработке, на данный момент это сайт интернет-магазина «Л’Этуаль» (letoile.ru). Этот проект является более сложной моделью, чем обычный сайт-визитка, поэтому разработчики постарались подчеркнуть сложность выполненной задачи и акцентировать внимание на примере, наглядно иллюстрирующем уровень компетенции студии. В связи с этим возникла нестандартная ситуация: преследуя цель достигнуть наибольшей презентативности, разработчики пожертвовали принципиальным моментом: разработка для «Л’Этуаль» уже выложена в портфолио, хотя сами заказчики еще не опубликованы в сети. Как отмечают наблюдатели рынка, в дизайнерской среде это показатель непрофессионализма. Кроме того, чтобы оценить продукт любой студии, необходимо увидеть его непосредственную работу в сети. В этой ситуации смелые заявления студии «Мохито» об уникальности реализованного проекта выглядят несколько голословными.
Отметим, что «Мохито» использует несколько вычурный, ироничный, иногда даже гротескный стиль общения с посетителями сайта. По мнению руководителей студии, портфолио – это не зеркальное отражение дизайнерского потенциала студии, а маркетинговый инструмент. Насколько гибким он может быть - зависит от размера студии и количества заказов. Если студия не способна выполнить более двух проектов в месяц, то не имеет смысла выдумывать изощренные способы их анонсирования на главной странице. Достаточно просто добавлять их в портфолио и сообщать об этом в новостях. Кроме того, по их мнению, нужно учитывать уровень посещаемости. Без учета данного критерия целесообразность подобной разработки структуры главной страницы отменяется в принципе.
«На главной странице нашей студии был выбран следующий подход для анонсирования новых работ, - рассказывает арт-директор студии «Мохито» Александр Степанов, - в центре мы размещаем новую работу, слева от которой - предпоследнюю, а справа - проект, который находится в разработке. Логично, что при добавлении нового проекта все работы смещаются влево. Своего рода пленка в зеркальном фотоаппарате или в кинокамере, а каждая работа – отдельный кадр. Но не все работы студии попадают в эту «пленку». Менее масштабные и значимые работы размещаются сразу на странице «Наши работы». Для их анонсирования на главной странице выделен небольшой блок ссылок, куда автоматически добавляются последние работы из четырех самых популярных разделов портфолио».
Однако наблюдатели рынка отмечают, что структура главной страницы сайта очень сильно напоминает разработку другого игрока рынка – самарской студии Вебdeco. На главной странице с левой стороны размещены новости, а портфолио не выведено на главную страницу, но баннеры рекламируют созданные студией сайты.
По мнению многих игроков рынка, рассматривать уровень профессионализма студии исключительно по наличию портфолио и степени затраченных на обеспечение презентабельности сил и средств некорректно. Например, одна из давно созданных нижегородских дизайнерских студий – Garbuz.net - отказалась от эпатирующего стиля, который использует «Мохито». Главная страница студии выдержана в строгом, максимально информативном стиле, который должен оставлять стойкое впечатление авторитетности данной организации. В отличие от «Мохито» Garbuz.net позиционирует себя как сторонника открытой конкуренции, для которого главный и единственный оценочный критерий своей деятельности – максимальная польза для заказчика: «Мы понимаем, что наш успех базируется на успехе наших клиентов. Начиная новый проект, мы не ставим задачей сделать еще один красивый сайт для нашего портфолио. Главной задачей для нас является создание эффективного рабочего инструмента для клиента».
Отметим, что каталог выполненных заказов на Garbuz.net тоже присутствуют. Но здесь используются только гиперссылки, изначально не дающие никакого представления о содержании дизайнерской работы. Кроме того, размещены они не на главной странице. Как отмечают наблюдатели рынка, молодые компании вынуждены применять экстравагантные методы привлечения клиента, а студии, уже создавшие себе имя на рынке веб-услуг, делают упор на максимальную информативность главной страницы.
Кроме того, многие студии используют комбинированные варианты. На главной странице сайта студии m2media присутствует максимально структурированная информационная часть, включающая текстовую и ссылочную составляющие, а также контактную информацию. Кроме того, здесь же расположен большого размера рекламный баннер, выполненный в юмористической манере и отличающийся значительно большей яркостью по сравнению с остальной частью страницы. Таким образом, нижегородская студия m2media использовала сочетание нестандартной верхней части главной страницы и делового оформления нижней.
Как отмечают наблюдатели, для студий, занимающихся веб-дизайном, подача информации о своих достижениях посредством размещения портфолио стала традиционным явлением, которое при этом начинает приобретать, помимо сугубо информационного, еще и соревновательный характер.