В компании «МегаФон» выделяют 4 сценария, по которым действуют мошенники. В рамках первого звонящий на мобильный телефон представляется сотрудником радиостанции или телеканала и сообщает о выигрыше в лотерее, которым может быть, в частности, и бесплатная связь в течение определенного срока. Однако для получения выигрыша необходимо купить одну или несколько карт экспресс-оплаты и сообщить PIN-коды в тот момент, когда «представитель» компании перезвонит. Естественно, никакого приза абонент не получает.
Второй вариант, по версии «МегаФон», является продолжение первого. Паспортные данные, которые абонент продиктовал для того, чтобы зарегистрироваться при получении приза (или для каких-либо еще целей), используют, например, для получения кредита.
Третий способ обмана предполагает сообщение о том, что близкий абоненту человек попал в неприятную историю, стал виновником или пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии и т.д. Для решения сложной ситуации опять-таки предлагается совершить какую-либо финансовую операцию.
Если все предыдущие варианты достаточно универсальны и могут быть применены к абоненту любого оператора сотовой связи, то следующий достаточно специфичен, так как предполагает, что пострадавший – абонент именно «МегаФон». В рамках этого мошенничества позвонивший уговаривает абонента поделиться бонусными баллами, заработанными участием в программе «МегаФон-бонус». Как отмечают в компании, даже в этих случаях, добровольно согласившись отдать бонусные баллы, абоненты потом обращаются за помощью к оператору. Если в ситуации с паспортными данными могут помочь правоохранительные органы, к которым и рекомендуется обращаться, то в последнем случае абоненту приходится винить только самого себя.
«Обращения абонентов, связанные с тем или иным видом мошенничества, периодически поступают в контактный центр МТС. Схем мобильного мошенничества может быть много, но суть, как правило, одна: на сотовый телефон абонента поступает звонок или SMS-сообщение, в которых сообщается о выигрыше. При этом предлагается приобрести одну или несколько карт оплаты и сообщить ее код в обмен на получение приза - мобильного телефона или автомобиля. Зачастую мошенники ссылаются на проведение совместной акции сотового оператора и известной радиостанции», - рассказывают представители МТС макрорегиона «Поволжье Юго-Восток». В макрорегионе «Поволжье Северо-Запад» подтвердили это: «Нам известно об участившихся случаях мошенничества. Абонентам поступают звонки и SМS-сообщения с информацией о якобы выигранных ими ценных призах (автомобили, компьютеры, телефоны), в которых их просят купить карты оплаты и предоставить секретный код. Одним из самых распространенных видов мошенничества является оповещение абонента о выигрыше ценного приза в лотерее, проводящейся одной из известных радиостанций совместно с оператором сотовой связи». «Периодически активность мошенников возрастает и мы разбираемся с большим количеством жалоб. Суть обращений чаще всего состоит в том, что абонент уже совершил действия по активации денежных средств в пользу мошенника, ничего в обмен не получил и требует восстановления справедливости», - прокомментировали в макрорегионе «Урал» МТС.
Все отмечают, что обращения абонентов с подобными проблемами рассматриваются в обязательном порядке. «Мы анализируем обращения абонентов, отслеживаем номера мошенников и предпринимаем меры в соответствии с законодательством, активно сотрудничая с правоохранительными органами», - пояснили в пресс-службе МТС ПЮВ. В других макрорегионах МТС также отметили, что всегда содействуют органам власти для обнаружения мошенников.
Что касается решения сложных и конфликтных ситуаций, то решения предлагаются разные. Так, в пресс-службе МТС макрорегиона «Поволжье Северо-Запад» порекомендовали обо всех случаях мобильного мошенничества как можно быстрее сообщать сотрудникам салонов-магазинов или звонить в контактный центр по телефону 0890. «Чтобы не попасть в данную ситуацию следует всегда проверять полученную информацию от анонимных звонящих через офис. Источники – корпоративный сайт МТС сайт, где анонсируются все акции, или салоны-магазины и контактный центр», - пояснили в пресс-службе уральского представительства МТС. В макрорегионе «Поволжье Юго-Восток» также рассказали о том, как происходит решение подобных вопросов: «МТС идет навстречу своим абонентам и компенсирует потери. Для этого абоненту необходимо в салоне-магазине МТС написать заявление и приложить купленную карточку оплаты и кассовый чек. После проведения процедуры проверки деньги зачисляются на лицевой счет абонента». Отметим, что в правоохранительные органы обманутые абоненты обращаются довольно редко, т.к. возбудить дело в подобных случаях довольно сложно, к тому же это, как правило, отнимает много времени.
Однако и МТС, и «МегаФон» обращают внимание на то, что никогда не проводят акций, для получения призов в которых абонентам нужно сообщить секретный код карты оплаты или паспортные данные по телефону или посредством SМS-сообщения. НСС, «Билайн» и «СМАРТС» никак не прокомментировали ситуации с мошенничеством в сетях сотовых операторов.