Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
суббота, 23 ноября 2024

Россиян спасли от поголовной нумерации

Минэкономразвития приступило к работе над новой редакцией концепции создания системы персонального учета населения в РФ. Давление общественности заставило ведомство несколько смягчить основные принципы концепции. В частности, идентификатор решили присваивать не человеку, а только его персональным данным.

Концепция создания системы персонального учета населения (СПУН) РФ была подготовлена МЭРТ и одобрена правительством в июне 2005 г. За прошедший год тема персональных данных не раз вызывала бурную общественную дискуссию, в том числе и в ходе рассмотрения Госдумой проекта закона «О персональных данных». В частности, депутаты исключили из законопроекта наиболее спорные предложения: о присвоении россиянам персональных идентификаторов и о создании электронного госрегистра населения РФ. Кроме того, идея «нумеровать» россиян была в штыки принята представителями общественных и религиозных организаций, которые высказывали, среди прочего, опасения о введении системы тотальной слежки. В итоге ведомство решило пересмотреть главные принципы информатизации систем персонального учета населения. В новой редакции, в частности, говорится о нецелесообразности создания единого государственного реестра.

"В наши задачи (в рамках ФЦП «Электронная Россия» (2002–2010 гг.)) входит построение электронного правового государства. Этот проект не только технологический, но он затрагивает и общественно-политические проблемы. Поэтому новая программа должна учитывать как общественные интересы, так и государственные, и базироваться на двух главных принципах — удобстве и безопасности для обеих сторон. Государственные служащие должны знать о своих гражданах некий минимум информации, который будет определяться законом. С другой стороны, жителю страны также должно быть предоставлено право максимального получения информации о деятельности госоргана. Все это должно, в свою очередь, быть основано на соответствующей нормативно-правовой базе", — считает заместитель директора департамента корпоративного управления МЭРТ РФ Церен Церенов. По его словам, в настоящее время в рамках ФЦП «Электронная Россия» разрабатывается методология реализации данных принципов на современной информационно-технологической платформе в текущих пилотных проектах создания СПУН в регионах страны.

Как подчеркивают создатели концепции, СПУН обеспечивает исключительно обмен сведениями о гражданах и иных лицах, постоянно или временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации, между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, ведущими персональный учёт населения. При этом сбор, обработка, а также любое иное использование персональных данных государственными органами Российской Федерации осуществляются исключительно на основании законов, прямо предписывающих такие действия с персональными данными в рамках реализации государственных и муниципальных функций.

В то же время ни сбор данных государством, ни межведомственный или иной обмен ими не могут осуществляться нерегламентированными и не известными гражданам способами. «Концепция СПУН должна быть сконцентрирована на проблеме регламентации и увеличении удобства обмена персональными данными между ведомствами. Прямые обмены должны быть запрещены и технологически не поддерживаться. Обмен должен осуществляться через центральные механизмы СПУН», — полагает консультант МЭРиТ Виктор Агроскин.

Много дискуссий в свое время вызвал вопрос о присвоении идентификационных номеров. В новой концепции говорится о том, что идентификатор может быть присвоен не человеку, а только его только персональным данным. При этом присвоение такого идентификатора осуществляется не в рамках СПУН, а в рамках конкретной системы учёта. Использование таких идентификаторов при обменах через СПУН и за пределами системы учёта не производится. «При этом единого идентификатора быть не должно. Его разработать можно, но не нужно, прежде всего, по соображениям отсутствия соответствующей технологической необходимости», — подчеркивает г-н Агроскин.

Полагается, что в рамках СПУН не будут создавать государственный регистр населения, если иное не предусмотрено законом РФ. Кроме того, планируется в обязательном порядке проводить информационный аудит. «Должен быть введен обязательный публичный аудит государственных систем учета на предмет соответствия закону и соблюдению интересов граждан. Этим могут заниматься и негосударственные частные организации», — добавляет г-н Церенов.

Тематики:

Ключевые слова: