В 2006 г. замедление темпов роста спама не наблюдалось, отмечают в «Лаборатории Касперского». Его доля составила не менее 70% от общего почтового трафика. В то же время технологи, применяемые спамерами, стали все более изощренными.
В Рунете большая часть спама (порядка 23,5%) связана на данный момент с товарной рекламой мелких производителей и продавцов, предлагающих самую разнообразную продукцию: от фонариков до бюстов президента РФ. В отличие от других тематических категорий несанкционированной рассылки рекламы (за исключением рекламы образовательных услуг), большая часть спама здесь русскоязычна. Помимо этого, излюбленными темами спамеров остаются реклама медикаментов (16,9%, реклама виагры и прочих таблеток), компьютерное мошенничество (16,6%, фишинг, «нигерийские» письма), образование (13,1%, реклама семинаров и тренингов), компьютеры и интернет (8,5%, реклама дешевого софта), отдых и путешествия (7,2%), личные финансы (7,0%, предложение купить акции по баснословно низкой цене).
Необходимо упомянуть о некоторых «новинках» спамеров. Так, в этом году мошенники стали интенсивно использовать сервисы, предоставляемые операторами сотовой связи, в частности SMS, предлагая получить абоненту некий приз в обмен на отправку платного сообщения. Также, начиная с августа 2006 г., все более популярным становится анимированный спам, в том числе с использованием GIF-анимации, являющийся неким продолжением графического спама. Подобные методы привлечения «покупателя» нередко используются при рассылке так называемого финансового спама, в частности связанного с предложениями по покупке акций по заниженной цене.
Впрочем, успокаивают в «Лаборатории Касперского», в последнее время проблема спама переместилась с конечных пользователей на уровень почтовых администраторов. «Современные средства защиты позволяют бороться со спамом, хотя говорить о том, что его количество в ближайшее время уменьшится, едва ли приходится, - констатирует начальник группы спам-аналитиков «Лаборатории Касперского» Анна Власова. – В то же время, несмотря на недавно принятые поправки в закон «О рекламе», российское законодательство пока что не позволяет эффективно бороться с этим явлением, а понятие «спам» до сих пор нигде юридически не закреплено».