Как поясняют в пресс-службе МТС, проект создания дочернего предприятия ОАО "МТС" - ООО "ТС-Ритейл", зарегистрированного в Москве, был разработан осенью 2006 г. в ходе подготовки стратегии развития компании МТС на 2007 г., а также в рамках работы конвергентной проектной группы в рамках группы компаний "Система-Телеком".
"Основными задачами нового предприятия будут: создание единой розничной сети для продвижения конвергентных продуктов и услуг компаний группы "Система Телеком" и поддержание высокого качества обслуживания клиентов МТС, - говорится в комментарии МТС. - В первую очередь, естественно, речь пойдет о продуктах и услугах, предназначенных для розничной продажи, для массового сегмента пользователей. Вместе с тем, основной акцент сделан все же на продукты и услуги самой МТС, а также других телекоммуникационных компаний-партнеров".
В пресс-службе МТС добавляют, что "конкретный набор продуктов и услуг, продвигаемых в рамках деятельности ООО "ТС-Ритейл" будет зависеть от индивидуальных договоренностей с компаниями группы "Система Телеком". Кроме того, планируются продажи сопутствующего оборудования – интернет-модемов, телефонов, аксессуаров и т.п., - ООО "ТС-Ритейл" развернет свою деятельность по всей стране, в соответствии с географией сети МТС".
Как сообщили в компании, после принятия более детальной стратегии развития ООО "ТС-Ритейл", предприятиям группы "Система-Телеком" будет предложено поучаствовать в проекте в качестве партнеров-соинвесторов. Как один из сценариев рассматривается также вариант партнерства с другими компаниями, в том числе с действующими розничными сетями.
Аналитикам причина создания этой компании видится простой и понятной.
"Для "Системы" важно продвигать не только услуги МТС, но и других компаний в своей структуре, – считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. - В данный момент конвергентные услуги не продвигаются на рынке, являясь составляющими корпоративных пакетов. Через чужую розницу продвигать их сложно, требуется дополнительное обучение персонала. Поэтому необходимо создавать собственную сеть, передав управление ею в отдельную структуру. Плюс собственной розничной сети МТС в том, что 400 магазинов, которыми на сегодняшний день владеет компания, легко могут покрыть всю страну. Однако минус заключается в том, что такое количество точек нерентабельно, для 100% охвата хватило бы и 150 магазинов. Кроме того, сама услуга пока не очень востребована на рынке".
Цифры по озвученным планам в МТС пока не называют. Однако и без конкретики аналитики полагают, что создание ритейловой дочки можно считать эффективных шагом.
"Это может быть оправданно с точки зрения оптимизации финансовых расходов МТС, потому что теперь они будут лежать не напрямую на МТС, а на 100-процентной дочке", - говорит аналитик ComNews Research Наталья Аристова.
Эксперт фонда "Финам - Информационные технологии" Игорь Веретенников добавляет, что сотовым компаниям значительно выгоднее развивать собственные продажи, не делясь доходами с торговыми сетями. "Другое дело, что мобильный ритейл – достаточно сложный бизнес, требующий существенных вложений, - считает Игорь Веретенников. - Создание дочерней структуры МТС может говорить о том, что оператор нацелен на повышение рентабельности за счет развития своих офисов продаж, а также на увеличение лояльности абонентов за счет роста качества сервиса. Однако "ТС-Ритейл" потребуется менеджмент, имеющий опыт решения задач такого рода, а на рынке такие кадры в дефиците".
В фонде "Финам - Информационные технологии" полагают, что для активного развития сети мобильного ритейла нужно вкладывать не меньше 50-$70 млн. в год. И добавляют, что на деле вложения могут быть и намного больше. "Названная сумма - один из вариантов, при котором можно показать хорошие темпы роста", - говорят в "Финаме".
НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА