Как заявил на заседании основной докладчик по этому вопросу глава Минпромэнерго Виктор Христенко, в стратегии поставлена задача в течение двух-трех лет полностью преодолеть отставание в уровне производства электронной компонентной базы, в первую очередь в области микроэлектроники. Вся программа развития электронной базы на 2007−2011 годы предусматривает выделение государством 23 млрд рублей (около 800 млн долларов) в течение пяти лет на всю отрасль.
Как отметил Христенко, на базе стратегии впоследствии будет принята федеральная целевая программа развития электронной компонентной базы на 2007−2011 годы. Подобные проекты уже реализуются в Зеленограде на предприятиях «Ангстрем» и «Микрон», и в 2007−2008 годах эти проекты вступят в промышленный цикл. В стратегии ставится задача повысить долю присутствия российских производителей электроники на внутреннем рынке страны. Так, в течение пяти лет доля российских производителей на внутреннем рынке электронных компонентов для военной техники должна возрасти с 10 до 50%, а доля присутствия в гражданском секторе должна составить не менее 15%. Кроме того, около половины продукции, произведенной отечественной электронной промышленностью, планируется направлять на экспорт. Минпромэнерго намерено конкретизировать проекты до конца января 2007 года. По словам Виктора Христенко, восстановление электронной промышленности тем более важно для экономики, что одно рабочее место в этой отрасли создает четыре рабочих места в смежных отраслях.
Как отмечают чиновники, за последние пятнадцать лет произошло значительное замещение импортом комплектующих в отечественном военном и специальном производстве, что представляет угрозу национальной безопасности в военном, технологическом, информационном и экономическом аспектах. Поэтому, говорится в стратегии, необходимо нарастить присутствие отечественного производителя на всех этапах появления добавленной стоимости – от создания ЭКБ до строительства современного самолета.
Тем не менее в самом документе признается, что масштаб задачи довольно скромен – удержать до 2015 года 15% отечественного рынка электронных компонентов. Конечно, и это неплохая цель, учитывая, что сегодня этот рынок почти на 100% обеспечивается импортной продукцией. Однако главная задача документа – довести до 50% долю отечественных комплектующих в производстве военной микроэлектроники.
А вот ставка именно на военных выглядит весьма странной. Конечно будет лучше, если доля отечественной продукции в этом важном сегменте оборонки увеличится в пять раз с нынешних 10%, однако такая задача кажется довольно искусственной с точки зрения развития отрасли. На Западе в военных целях проихзводится не более 5% продукции, а все остальное выпускают для гражданских нужд. И это понятно, ведь напичканные современной электроникой автомобили и домашняя техника нужны всем, а блок наведения баллистической ракеты – далеко не каждому. Поэтому только рыночный спрос со стороны рядовых потребителей может обеспечить устойчивое развитие корпораций отрасли. А иначе откуда им брать средства для проведения исследовательских программ и создания собственной технологической базы? А средства нужны немалые — в 2005 году затраты на НИОКР только одной, уже имеющей отличную производственную базу и обладающей самыми передовыми технологиями, корпорации Intel составили 5,1 млрд долларов.
Учитывая, что степень износа основных фондов в отрасли сегодня составляет 90%, реальный скачок, прорыв, может быть достигнут только при инвестировании миллиардов долларов, направленных на решение одной четкой задачи. Но нынешняя гспрограмма этого не предполагает. Конкретных задач государство пока четко не формуилирует, неясны и ниши, куда пойдут средства. В программе упоминются лишь два предприятия, «Ангстрем» и «Микрон», но подразумевается, что их будет больше десятка. Пока они кроме военных изделий выпускают самые простые чипы для калькуляторов и другой подобной техники. «Микрон» выпускает SIM-карты для мобильных телефонов и скоро наладит производство биометрических чипов для российских паспортов нового образца. А где же настоящие прорывные технологии? Ведь существуют в России инновации и в этой области. Но о них ничего не сказано.
Узость задач и малые объемы финансирования, явно не достаточные для серьезного развития отрасли, создают впечатление, что основная задача, которую решает правительство, принимая эту программу, — не столько развитие, сколько поддержание на плаву остатков советской электроники за счет госзаказов.
Программа ничего не говорит о формировании устойчивого внутреннего спроса на изделия электроники, лишь отмечая возможности, которые существуют у современной электроники. А размеров финансирования модернизации и технического перевооружения даже ведущих предприятий отрасли может хватить только на приобретение небольших линий.
Зато принятая в четверг стратегия может снять с правительства вполне заслуженные упреки в бездействии в деле развития инновационных технологий и диверсификации экономики.