В соответствии с указом Президента, подписанным 12 марта 2007 г., положение о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия должно быть утверждено в трехмесячный срок. Новая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий, связи и охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, а также организации деятельности радиочастотной службы. Т.е. фактически получает министерские полномочия. Более того, президент поручил перераспределить функции, осуществляемые Министерством культуры и массовых коммуникаций, Министерством информационных технологий и связи, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Федеральным агентством связи. Кроме того, Правительству РФ поручено утвердить предельную штатную численность центрального аппарата новой Федеральной службы.
В Правительстве уверяют, что новая служба - это результат работы правительственной комиссии по развитию телерадиовещания в России, возглавляемой Дмитрием Медведевым. Основной задачей правительственной комиссии было снятие межведомственных противоречий, ликвидация административных барьеров, а также укрепление системы регулирования. Любопытно, что несмотря на то, что комиссия по развитию телерадиовещания в России была создана еще весной 2006 г. и работала, в том числе, над созданием единого регулирующего органа, практически для всех представителей, как ведомств, так и рынка указ президента стал неожиданностью. Неожиданность, а главное неопределенность возможных сюжетов развития привела к неоднозначности трактовок последствий указа.
Непосредственно в Россвязьнадзоре ситуацию никак не комментируют, а в Мининформсвязи, которому этот контролирующий орган был подчинен, официально говорят лишь о том, что "вопросы структуры, полномочий и функций органов исполнительной власти, включая Россвязьнадзор, находятся в компетенции Президента и Правительства РФ. Указом Президента предусмотрено, что уточненные полномочия нового надзорного органа, в том числе в сфере связи, будут определены Правительством РФ в течение трех месяцев".
По мнению источника ComNews близкого к Мининформсвязи, создание Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия - это результат борьбы различных концепций развития цифрового ТВ. "Существовали разные подходы. И нынешнее решение позволяет преодолеть эти разногласия", - отметил источник, пожелавший остаться неизвестным.
Руководитель аппарата гендиректора ФГУП "РТРС" Андрей Паутов, замечает, что создание единого регулятора готовилось довольно давно. При этом был изучен опыт других государств. "Мы - РТРС - всегда стояли за создание единого регулятора. И в свое время даже подготовили проект развития цифрового теле- и радиовещания. И новой службе приданы министерские функции. Однако с точки зрения дальнейшего развития цифрового ТВ, указ президента пока ставит больше вопросов, чем дает ответов", - отмечает Андрей Паутов.
По мнению аналитика ComNews Research Натальи Аристовой, это событие в высшей степени значимо, как для рынка теле- и радиовещания, так и для телекоммуникационного рынка. "За указом президента не только последует необходимость изменения законодательства, регулирования и бюрократических процедур. Это событие серьезно отразится на медиа рынке и рынке телекоммуникаций, ведь создается новый влиятельный орган", - считает Наталья Аристова.
В то же время, пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Екатерина Осадчая отмечает, что пока рано говорить о том, как указ президента отразится на телекоммуникационном рынке. "До тех пор, пока не назначен глава новой службы и не прописаны регламенты не имеет смысла спешить с прогнозами", - сказала Екатерина Осадчая.
Представитель телекоммуникационного рынка, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что мы наблюдаем переход от отраслевого регулирования к регулирования по принципу конечного продукта, что несомненно более современно. Конечно, потребуется изменение законодательства, ведь отраслевые законы не будут соответствовать потребностям единого регулятора. Причем, по мнению источника, для рынка общение с единым регулятором более удобно. Вместе с тем источник допустил, что это не последнее межведомственное преобразование.
Олег Кресп