"Поведенческий таргетинг" (behavioral targeting) дает возможность поисковым сайтам следить за поведением пользователей мировой сети, сохранять их поисковые запросы и анализировать всю эту информацию. Эта технология позволяет рекламодателям понять, какие именно сферы деятельности интересны определенному человеку, какие бренды ему могут понравиться.
"Мы используем только анонимные и безопасные технические данные, доступные абсолютно всем, никаких особых баз у нас нет, – говорит директор по внешним связям компании "Бегун" Дмитрий Чистов. – Это статистика маршрутов пользователей в интернете (просмотренные веб-страницы), введения поисковых запросов и взаимодействия с рекламой. Уникальность технологии связана именно с интерпретацией данных".
Система выбирает те рекламные сообщения, которые заинтересуют конкретного пользователя. "Индивидуальность рекламы обеспечивается за счет ввода клиентом своих логина и пароля во время авторизации своего почтового ящика на mail.ru, – поясняет Дмитрий Чистов. – Таким образом, не нужно бояться того, что ваши интересы станут достоянием всех остальных".
Один из ключевых моментов в поведенческом таргетинге – поисковый запрос. На нем же основана и контекстная реклама, которая применяется на поисковых сайтах: рекламные баннеры выскакивают в зависимости от тематики поиска.
Однако поведенческий таргетинг может использоваться и на тех страницах, где нет возможности определить интересы пользователя при помощи семантических технологий. Например, на почтовых страницах, где не содержится практически никакой тематической текстовой информации.
Компания "Бегун" в своей деятельности использует элементы таргетинга в сочетании с традиционными технологиями уже около года. Это делает поисковую рекламу более интеллектуальной. Например, вместо формирования баннеров по ключевому слову "ноутбук", поисковая система может определить, какой именно лэптоп подходит конкретному пользователю и показывать ему соответствующую рекламу.
"На самом деле идея поведенческой рекламы не нова, – говорит главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская. – В том или ином виде элементы поведенческого таргетинга применяются в интернете с конца 90-х. Однако попытки американской компании-первопроходца DoubleClick завоевать рынок с помощью этой технологии не увенчались успехом из-за проблем с приватностью: у пользователей возникало ощущение, что за ними следят".
Новая технология вполне может стать доминирующей в организации рекламного контента. На сегодняшний день статистических данных по России нет, эксперты только пытаются проанализировать, какие перспективы у этой технологии. В США же поведенческий таргетинг давно занял лидирующие позиции. Согласно данным исследования Online Ad Targeting: Engaging The Audience, проведенного eMarketer, в 2008 году рекламодатели США потратят $2 млрд на интернет-кампании с использованием поведенческого таргетинга.