Как рассказал Ъ первый заместитель гендиректора компании "Электро-Ком" (работает под брэндом СПАРК) Николай Репин, компания специализируется на подключении конечного абонента к интернету по электрическим проводам с использованием технологии PLC. Компания строит городские оптико-волоконные сети, которые подводит к каждому зданию, потом устанавливает в нем билдинг-контроллер, подключаемый к электрической сети здания. Потребителю необходимо установить специальное устройство (выдается бесплатно при подписке на услугу) и подключить его к электрической розетке. Стоимость услуги составляет от 200 до 750 руб. Объем трафика не ограничивается, размер абонплаты зависит от скорости подключения. Максимальная скорость может достигать 100 Мбит в секунду.
Акционерами компании являются инвестиционные фонды Intel Capital, "Российские технологии", Baring Vostok Capital и топ-менеджмент компании.
По словам господина Репина, на сегодняшний день в проект инвестировано $30 млн, общий объем утвержденных акционерами инвестиций составляет $50 млн. В конце прошлого года компания организовала опытную зону в Южном Тушине, а коммерческая эксплуатация началась в начале этого года. Сейчас компания уже оказывает услуги в Москве, Подмосковье (в Красногорске и Люберцах), а также Нижнем Новгороде, Рязани и Ростове. Сейчас абонентская база компании составляет 25 тыс. абонентов, из них в Москве – 5 тыс. Размер среднего счета с абонента в месяц (ARPU) достигает $15. До конца года компания рассчитывает увеличить абонентскую базу до 50 тыс. абонентов и увеличить ARPU за счет развития новых сервисов. "Сейчас мы предоставляем абоненту только широкополосный интернет, однако в перспективе планируем запустить услугу triple-play (фиксированная телефонная связь, доступ в интернет и к каналам платного ТВ в одном пакете.– Ъ)",– делится планами Николай Репин. По его словам, активная рекламная кампания СПАРК будет запущена в сентябре, ее бюджет составит порядка $1 млн.
Опрошенные Ъ участники рынка интернет-доступа назвали технологию PLC маргинальной, усомнившись, что она получит массовое распространение и составит конкуренцию традиционным технологиям доступа в интернет. "Некоторое время назад мы рассматривали возможность внедрения этой технологии, однако пришли к выводу, что она очень сложная и дорогая,– говорит гендиректор 'Корбины Телеком' Александр Малис.– Например, развернуть оптико-волоконную сеть с разводкой по квартирам на 20% дешевле, чем пустить интернет через электрическую розетку. С точки зрения скорости и стабильности интернета пользователю выгоднее пользоваться Wi-Fi". По словам господина Малиса, при запланированном объеме инвестиций проект может окупиться не ранее чем через семь лет. В то же время Николай Репин заверяет, что технология PLC напротив позволяет сэкономить на развертывании сети: "Себестоимость прокладки кабеля в квартиру в среднем составляет $50. Наша технология этих затрат не подразумевает".
Ассоциированный партнер J`Son & Partners Борис Овчинников полагает, что перспективы у PLC есть только в отдельных регионах: "В крупных городах рынок интернет-доступа достаточно насыщен, и неадаптированная технология с весьма сомнительными гарантиями качества может быть востребована только в регионах с неразвитой инфраструктурой связи".
История вопроса
От Ганы до Австралии
В последние годы технология PLC (Power Line Communication – обмен данными по линиям электропередачи) и одна из наиболее распространенных ее разновидностей, BPL (Broadband over Power Lines – широкополосный обмен данными по линиям электропередачи), активно внедряется во многих странах мира. Подключиться к интернету через электрическую розетку можно в ЮАР, где компания Global Technology Solutions внедрила эту технологию в ряде районов в окрестностях южноафриканской столицы Претории. В 2005 году компания Cactel Communications запустила в Гане пилотный проект PLC, в рамках которого интернетом через электророзетку обеспечены несколько районов столицы Аккры и Ганский университет в Легоне. В Европе технологии PLC/BPL тестируются в Румынии и Венгрии, а вот в Испании и Португалии услугу "интернет через электророзетку" в ряде районов после пробных запусков перестали предоставлять – в мае испанские компании Iberdrola и Endesa, сославшись на технические сложности с внедрением этой технологии, приостановили свою работу над проектом PLC. В январе португальская компания Oni за два года сумевшая привлечь лишь около 500 пользователей BPL/PLC, также прекратила оказывать эту услугу. В США в нескольких штатах (Пенсильвания, Калифорния, Виргиния, Северная Каролина, Алабама, Джорджия, Индиана и др.) ряд компаний также предоставляет доступ в интернет через электросеть. В Австралии, на острове Тасмания, местный поставщик электроуслуг Aurora Energy обеспечил технологией BPL более 500 домов в окрестностях Хобарта, крупнейшего города Тасмании.
Инна Ерохина
Юлия Куликова
Евгений Хвостик
Интернет полез в розетку/Компания "Электро-Ком" вложит $50 млн в электрическую технологию
Компания "Электро-Ком", представила план развития сети доступа в интернет через электрические сети по технологии Power Line Communications (PLC). До конца года она рассчитывает подключить 50 тыс. клиентов в городах России и наряду с интернетом продавать им услуги телефонии и телевидения. Эксперты назвали PLC маргинальной технологией, указав, что такой сервис может быть востребован только в регионах с неразвитой инфраструктурой связи.
Тематики: Интернет
Ключевые слова:
Интересные ссылки
- «Летай» в октябре покрыл сетью 4G площадки БРИКС и локально ускорил связь в районах Татарстана на 65%
- К сезону новогодних путешествий МТС ускорила мобильный интернет в районе Московского ж/д вокзала в Нижнем Новгороде
- «Ростелеком» подключил бесплатный Wi-Fi в жилых кварталах от «Рисан» в Пензе
- Строгановскую вотчину оцифровали: в Прикамье «Ростелеком» построил отдельную оптическую магистраль для поселка Ильинский
- В селе для многодетных семей в Татарстане построили инфраструктуру связи