Подобные паспорта уже давно действуют во многих странах мира. На этом прогресс не остановится – пациенты смогут свободно выбирать себе лечебное учреждение, а получать консультацию врача можно будет в режиме телемоста. Однако пока на пути этих радужных планов стоит извечная проблема – недостаточное финансирование здравоохранения.
Для Кургана 2 октября стало таким же волнующим днем, как День города или Новый год. Столицу Курганской области посетил президент России Владимир Путин. Последнее аналогичное событие в Кургане произошло в прошлом веке и в другом государстве: в 1959 году там побывал лидер СССР Никита Хрущев. Изголодавшееся по приездам высоких гостей население Кургана 2 октября с самого утра оккупировало центральную площадь города, куда должен был прибыть президентский кортеж. Курганцы не знали, что президент практически всегда опаздывает. Так произошло и на этот раз: борт №1 вылетел из Москвы на полтора часа позже запланированного. Причиной опоздания стал телефонный разговор Путина с президентом США Джорджем Бушем. Вместе с рядовыми горожанами главу государства ожидали семнадцать глав регионов. Меры предосторожности были беспрецедентными: стражи порядка стояли через каждые сто метров.
Президенту России до начала заседания президиума Госсовета показали уникальный медицинский поезд «Николай Пирогов», а также областную больницу, где в скором времени должен появиться современный перинатальный центр. Выбор именно этих объектов для показа высокому гостю был выбран не случайно: на заседании Госсовета предстояло рассмотреть вопросы, связанные с модернизацией здравоохранения на региональном уровне.
По словам Путина, расходы в здравоохранении в 2003 году составляли 2,6% от ВВП — примерно 400 млрд рублей, в 2006−м — 840 млрд, в 2007 году консолидированные расходы на здравоохранение составят свыше триллиона рублей.
Куда же пойдет этот миллиард рублей? Кроме традиционных направлений инвестирования на Госсовете возникли и новые пути. А именно – информационные технологии. В частности, министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман предложил ввести в поликлиниках электронные паспорта здоровья вместо бумажных карт. В США, пояснил министр, такие паспорта позволили на 11% снизить избыточное потребление лекарств и более чем на 2% — случаи госпитализации. Такое нововведение даст не только экономический эффект, но и повысит качество медицинского обслуживания — уверен министр. Этим список инноваций не был исчерпан – министр также выступил за создание единой телекоммуникационной системы, чтобы каждое лечебное заведение в стране имело техническую возможность обмениваться информацией с другими. По словам Реймана, одна медицинская консультация традиционным способом может стоить от 12 тыс. до 50 тыс. руб, включая оплату транспорта и гостиницы для иногородних пациентов. «Телемедицина может связывать пациента с любым специалистом в мире, при этом самый сложный сеанс связи продолжительностью 45 минут обойдется не дороже чем в три тысячи рублей», — уверен министр. Кроме того, по замыслу Реймана, оплачивать телемедицинские услуги должны не медицинские учреждения, а страховые компании.
О качестве медицинских услуг говорил и Путин. Президент сделал акцент на том, что граждане должны иметь возможность самостоятельно выбирать, каким медицинским учреждениям платить за услуги, как это уже делается при использовании так называемых родовых сертификатов. «Если у человека есть возможность права распоряжаться какой-то суммой, он, зови — не зови, не пойдет в плохое заведение, а будет выбирать», — сказал он. К тому же, по словам Путина, прежнее сметное финансирование давно себя изжило, а думать надо прежде всего о качестве.
На предложение губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева дать возможность регионам самим разработать модель страховой медицины президент отреагировал довольно скептически. «Практически во всех странах говорят о реформе здравоохранения, идут тяжелые баталии, и все думают, как эффективно тратить деньги, даже в развитых странах Евросоюза. Вы полагаете, что областное правительство сможет эффективно распоряжаться дополнительными средствами?» — спросил глава государства. Вместе с тем он сказал, что не возражает, если Нижегородская область разработает некую модель.
Комментарий эксперта
Оксана Дмитриева
Член бюджетного комитета Госдумы, независимый депутат
«Сама идея президента правильная. Сейчас формально тоже есть возможность выбора медицинского учреждения. В системе ОМС вы в принципе можете прийти куда угодно с полисом, и вас должны принять. Но когда возникают серьезные заболевания, здесь сложнее. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается по квотам. Если вы действительно хотите попасть в хорошее медицинское учреждение, вступает в силу принцип квот. Но их, естественно, не хватает. Минздрав, например, недавно сообщил, что в среднем квот хватает на 20% нуждающихся. В следующем году планируют существенно поднять финансирование до 17 млрд рублей, но и этого недостаточно. Вот если будет достаточно, тогда эта система будет действовать. Поэтому основное препятствие на пути предложения президента – недостаточное финансирование. Система конкуренции в медицине должна быть, но в полном объеме ее трудно организовать. Если в какой-нибудь деревне есть поликлиника, пусть и плохая, все равно идут в нее — больше идти все равно некуда. Построить вторую – дорого. Что же до электронных паспортов, то пока это утопия. Это опять-таки деньги. Безусловно, система очень удобная. Врач сможет иметь доступ к вашей истории болезни, всего лишь считав все с карты. Карты ведь теряются, обновляются и т.д. Но это огромное финансирование. Сейчас эта задача далеко не первостепенной важности. Когда не хватает лекарств, простыней и нянечек, вводить электронные паспорта рано. Надо поступательно решать задачи".