Рынок GPS-устройств (Global Position System, система определения местоположения) в России только начинает зарождаться. По данным исследовательской компании Mobile Research Group (MRG), в этом году объем продаж портативных GPS-навигаторов составит всего 6 млн долл. Однако уже в следующем году продажи GPS-устройств могут достичь 15 млн долл., а в 2008 году объем этого рынка составит уже 50 млн долл.
По данным розничных продавцов, игроков на этом рынке немного. "Garmin - и этим все об этом рынке сказано", - пояснили РБК daily в магазине Microsystem.ru. В летний сезон этот магазин продает 40-50 портативных навигаторов в месяц. В остальное время года продажи идут хуже - по 20-30 портативных устройств в месяц. Заметно менее популярны автомобильные навигаторы - их продажи исчисляются штуками. Продавцы уверены, что причина слабого спроса - дороговизна таких устройств.
"Продажи GPS-устройств в штучном выражении пока невелики, и среди производителей нет никакой конкуренции. Электронные карты устанавливаются также в карманные компьютеры, ноутбуки и устройства, которые установлены на заводе в дорогие автомобили", - считает ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин.
"Я точно знаю, что в Москве более 20 тыс. человек сейчас пользуется электронными картами, установленными в карманные компьютеры и смартфоны. Еще как минимум столько же пользователей проживает в регионах. В этом году ежемесячно продается как минимум 500 копий электронных карт для таких устройств, и год от года продажи растут", - рассказал РБК daily гендиректор ЗАО "Геоцентр-консалтинг" Сергей Филиппов.
В MRG считают, что еще больший всплеск интереса к навигационным устройствам могут обеспечить новинки от производителей, которые хорошо известны на массовых рынках. Например, на рынке сотовой связи. "Таким устройством может стать первый смартфон Nokia №95 со встроенным GPS-навигатором. В нем будет карта Москвы и Санкт-Петербурга", - пояснил Эльдар Муртазин. По его данным, сейчас в России продается всего две-три модели смартфонов на базе операционной системы Windows Mobile со встроенным GPS-модулем, изначально в них не установлены российские карты.
На этом буме пытаются заработать производители и других устройств, далеких от навигации. Например, компании, выпускающие портативные видеоплееры. Сразу несколько из них объявили о намерении встраивать GPS-модули в свои устройства.
Несмотря на будущие успехи, российский рынок еще очень долго будет выглядеть маленьким на фоне мирового, который сейчас переживает настоящий бум. По данным аналитической компании Canalys, во всем мире во втором квартале 2006 года было продано 2,5 млн GPS-навигаторов, а в первом квартале - 2,3 млн таких устройств. Лидером считается компания TomTom, которая занимает 30% рынка. Во втором квартале компания продала 747,6 тыс. таких устройств. Популярные в России навигаторы Garmin занимают второе место в мировых продажах - 16,7% рынка. Эта компания продала за второй квартал 408,7 тыс. портативных GPS-навигаторов. Третье место (9,5% рынка) занимает Mio, продажи которой составили 233 тыс. устройств.