Компания ОАО «ВымпелКом», владелец торговой марки «Билайн», - один из крупнейших операторов мобильной связи. На данный момент в компании работает около 13 тыс. сотрудников в 78 регионах России (136,5 миллионов человек, представляющих 94 % населения страны) и 6 странах СНГ. В группу компаний «ВымпелКом» входят операторы сотовой связи, предоставляющие свои услуги в России, Казахстане, и недавно приобретенные операторы сотовой связи в Украине, Таджикистане, Узбекистане, Грузии и Армении. Лицензии группы компаний «ВымпелКом» на предоставление услуг сотовой связи охватывают территорию, на которой проживает около 240 млн человек. Регион «Билайн-Поволжье» включает в себя следующие субъекты РФ: республики Марий Эл, Татарстан, Мордовия, Башкортостан и Чувашия, Нижегородскую, Оренбургскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области.
Акция «Неделя мобильной вежливости» продлится до 10 декабря 2006 года. Параллельно с Нижним Новгородом она будет проведена в 27 городах России в 7 федеральных округах при участии более чем 50 театров, музеев, библиотек, кинотеатров и образовательных учреждений.
Проект «Мобильный этикет», призванный «формировать культуру мобильного общения, главные ценности которой - личная свобода и уважение к интересам других», ОАО «ВымпелКом» объявлен в 2005 году. Генеральный директор компании Александр Изосимов так прокомментировал инициативу: «В России проблема мобильного этикета поднята совсем недавно, и поэтому нам очень важна поддержка общественности — представителей культуры и искусства, всех, кто формирует современный культурный облик страны. Только совместными усилиями мы сможем сделать правила мобильного этикета частью нашей общей культуры и сделать общение по мобильному телефону комфортным и для себя, и для окружающих».
Весной и летом 2006 года Romir monitoring было проведено национальное исследование «Правила мобильного этикета». Было опрошено 2 тыс. пользователей мобильной связи в 21 городе России. Результаты показали, что, с одной стороны, имеются проблемы в соблюдении правил мобильной вежливости и правил безопасности при использовании телефона (в связи с их незнанием, недостаточным уровнем воспитания либо нежеланием их соблюдать) — например, в театре, в кино, на концерте или на выставке выключают телефон лишь 53 % абонентов. С другой стороны, есть потребность людей в формулировании этих правил и обучении им.
В Нижнем Новгороде «Билайн» начал работу над проектом «Мобильный этикет» в июне 2006 года. Важным этапом развития проекта стал круглый стол по мобильному этикету, в котором приняли участие более 30 представителей нижегородской общественности, культуры и искусства, политики, бизнеса. В ходе обсуждения темы был подписан проект «Хартии мобильного этикета», в которой сформулированы основные правила общения по мобильному телефону в общественных местах, в деловой среде и частной жизни: выключать телефон в театрах, музеях, на выставках; не пользоваться им в самолетах, медицинских учреждениях и в других местах, где есть сигнал «Пожалуйста, отключите телефон»; не отвлекаться на звонки за рулем; устанавливать минимальную громкость звонка в местах коллективного отдыха — например, в ресторане или кафе; выбирать рингтоны, не раздражающие окружающих; не пользоваться чужим телефоном и не сообщать кому-либо его номер без разрешения владельца. Хартия опубликована на интернет-сайте компании, на WAP-портале «Билайн» и в справочнике абонента.
По данным Romir monitoring, в России только половина людей, посещающих театр, выключает мобильный телефон или переводит его в беззвучный режим на время спектакля. Объединив усилия с учреждениями культуры и искусства, «Билайн» будет активно продвигать правила мобильного этикета среди абонентов сотовой связи. Напоминание выключить мобильный телефон или перевести его в беззвучный режим будет встречать посетителей в театрах, кинотеатрах, библиотеках, вузах и музеях.
В вопросе продвижения мобильного этикета Россия следует мировым тенденциям. В Италии в оперном театре «Ла Скала» зрителям предлагают оставлять мобильный телефон на хранение на время спектакля, а во Франции принят закон о том, что любой владелец театра или музея вправе установить оборудование, заглушающее сигнал мобильного телефона. В Ирландии в 2004 году Vodafon включил раздел «Этикет общения» в справочник абонента, а в Южной Корее «Мобильный этикет» преподается в начальных классах школы. О необходимости разработки подобного курса для российских школ заявил и «Билайн». Кроме этого, в планах — обсуждение правил безопасного мобильного общения, расширение географии проекта и новое исследование среди абонентов — уже по результатам работы над ним.
Компания «ВымпелКом» считает, что к мероприятиям общественно значимого проекта «Мобильный этикет» вскоре присоединятся и другие операторы. В свою очередь, другие операторы сотовой связи в своих комментариях сообщают, что уже вели работу в том же направлении и рассматривают возможность проведения акций в этой области – в частности, об этом сказали в ЗАО «Мобиком-Центр». Подобные инициативы уже реализовывал филиал «МегаФон Северо-Запад»: проект был организован с БДТ им. Товстоногова.
Общеизвестно, что о необходимости выключать телефоны или уменьшать громкость их звонка в определенных ситуациях, о запрете их использования во время вождения автомобиля или в самолете много говорили и говорят. Просьбы об этом звучат в радиообращениях, пишутся на стендах и световых табло, соответствующий пункт даже внесен в Правила дорожного движения. На вопрос корреспондента nn.ict-online.ru о том, не предусматривается ли разработка системы мер ответственности за нарушение правил мобильного общения (взысканий, небольших штрафов либо, по крайней мере, права администрации вывести из зала зрителя, разговаривающего по мобильному телефону вопреки просьбам и запретам), присутствовавшие на пресс-конференции представители Нижегородского филиала ООО «ВымпелКом» ответили, что в будущем обратятся в Государственную думу с законодательной инициативой на этот счет. Идею поддержали руководители учреждений культуры: очевидно, им необходима разработка не столько правил, сколько реального механизма их соблюдения.