Модернизация ИТ-инфраструктуры университета ДГТУ
ICL Services и Ideco: синергия экспертизы и опыта внедрения ИБ-решений
Внедрение и миграция контура 1С в облако для «Сингенты»
9 способов защитить недвижимость в Нижегородской области: что выбрать?
Телеком-оператор Татарстана «Летай» переходит на FMC-биллинг Bercut
ЦБ
°
воскресенье, 24 ноября 2024

Абонентов попросили не покидать номера

В 2006 году отраслевой регулятор телекоммуникаций в России - Министерство информационных технологий и связи - собирался порадовать абонентов как минимум двумя судьбоносными нововведениями. Первое - принцип "Платит звонящий" (CPP) начал действовать совсем недавно - 1 июля - и уже успел вызвать немало нареканий. Введение второго - возможности перехода к другому оператору с сохранением своего мобильного номера (MNP) - чиновники отложили на 6 лет. Хотя аналитики и игроки рынка считают, что абонентский адюльтер станет возможным уже в 2008 году.

О том, что еще с осени 2005 года в России будет действовать принцип MNP (Mobile Number Portability, дословно - "переносимость мобильного номера"), министр информационных технологий и связи России Леонид Рейман заявил на Российском экономическом форуме в апреле 2005 года. Тогда планировалось, что переход от одного оператора к другому будет доступен сотовым абонентам и абонентам цифровых АТС. Однако до сих пор в России MNP так и не ввели и, судя по заявлениям замминистра информационных технологий и связи Бориса Антонюка, процесс может затянуться. К слову, еще в 2005 году MNP действовал в ряде азиатских стран, США и странах Европейского союза.

Услуга переносимости номера может быть введена в России не раньше, чем все АТС в стране станут цифровыми, цитирует "Интерфакс" заявление господина Антонюка, сделанное в конце июля этого года на конференции в Женеве. Сейчас таковых АТС в России около 60% и соответственно 40% - аналоговых. Как поясняют в министерстве, осуществить перенос номера могут и абоненты последних, но это слишком дорогостоящая и сложная процедура. Частичного введения MNP на уже "оцифрованных" АТС, впрочем, также не произойдет. "У нас закон технологически нейтрален, поэтому если мы говорим, что вводится какая-то услуга, то она должна вводиться для всех абонентов", - говорит Борис Антонюк. По плану полная "цифровизация" в России должна завершиться не ранее 2012 года. Следовательно, MNP отодвигается как минимум на 6 лет.

Многих представителей телеком-сообщества заявление Антонюка удивило, ведь изначально под смыслом услуги MNP воспринималась переносимость номера исключительно в сетях сотовых операторов. Впрочем, по словам Александра Паршукова, пресс-секретаря Мининформсвязи, вопрос ввода MNP отдельно на сотовых сетях пока не решен.

Операторы "большой сотовой тройки" в своих публичных заявлениях клянутся, что MNP их не пугает. В "МегаФоне", например, считают, что нововведение будет способствовать оздоровлению конкуренции на рынке. "С введением MNP операторы будут бороться за абонентов исключительно с помощью маркетинговых инициатив, не прибегая к "сдерживающим" методам", - считает Марина Белашева, пресс-секретарь оператора. "Мы находимся уже на той стадии развития сотовой связи, когда введение MNP может считаться своевременным, так как процент пользователей сотовой связи в России уже приближается к отметке в 100%", - рассуждает Юлия Остроухова, руководитель направления по работе со СМИ "ВымпелКома" (предоставляет услуги под торговой маркой "Билайн"). В крупнейшей же российской сотовой компании - МТС - потенциальное введение MNP комментируют более осторожно. "Дело не в готовности операторов, - рассуждает пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. - Все зависит от инициатив Мининформсязи".

Аналитики убеждены, что технически внедрение MNP не потребует больших усилий от игроков отрасли. "Если будет политическая воля и необходимые инвестиции, введение MNP займет полгода", - прогнозирует Евгений Соломатин, аналитик "Коминфо Консалтинг". Согласно исследованиям "Коминфо Консалтинг", в первый год после введения переносимости номера этой услугой могут воспользоваться около 3,7% абонентов и 7,8% - при оптимистичном сценарии. Как показал опыт Европы и США, через 1?2 года после ввода услуги отток абонентов от одного оператора к другому составляет примерно 5%. Гораздо чаще к MNP прибегают в Азии. Так, в Гонконге 95% абонентов поменяли оператора в первый год после введения инициативы.

Что касается прогноза последствий введения MNP в России, то аналитики расходятся в выводах. "В первую очередь MNP воспользуются корпоративные пользователи, - считает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. - Пока не понятно, как будет реализован принцип, но возможно, MNP вызовет массовые перебежки абонентов. В любом случае у абонентов появится свобода выбора".

Впрочем, "свобода выбора" не грозит российским абонентам как минимум в ближайшие 2,5 года. "До конца 2007 года введения MNP ожидать не стоит", - уверен Кирилл Алявдин. Такой же прогноз дает и Маргарита Зобнина, старший консультант iKS-Consulting. "Вряд ли MNP на сотовых сетях введут раньше 2008 года, необходимо подготовить все организационные и регулирующие документы, - рассуждает она. - Министерство ожидает достижения баланса интересов всех компаний".

Тематики:

Ключевые слова: